Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
Навигация

Население Турции

Население Турции

Первая перепись населения, проведенная в Турецкой Республике в 1927, зарегистрировала 13 648 тыс. жителей, показатели 1950, 1990, 2000 равнялись соответственно (тыс. человек): 20 947, 56 473, и 67 803. Годовой демографический рост, который составлял, следовательно, в среднем 1,9% в период с 1927 по 1950 и 2,5% с 1950 по 1990, снизился до 1,8% в период с 1990 по 2000 и до 1,6% за первые три года 21-го столетия. Плотность населения – 85 чел. на квадратный километр (2001). Рождаемость в 2002 составляла 21,3 на 1000, смертность – 7,0, детская смертность – 39,4 промилле.

Половая структура населения характеризуется устойчивым преобладанием численности мужчин над численностью женщин, отношение первой ко второй в 2001 составило 101,9%. Отличительной особенностью возрастной структуры является высокий удельный вес лиц дорабочего возраста (0–14), составлявший в 2000 30%. Однако данный показатель постепенно снижается – в начале 90-х он превышал 35%. Сравнительной невысокой, несмотря на постепенное повышение средней продолжительности жизни (68,5 лет в 2002 против 45 в 1955), остается доля лиц послерабочего возраста (после 65) – 5,6%.

В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии. Начиная приблизительно с 2000 до н.э., когда в Анатолию вторглись немногочисленные индоевропейские племена, создавшие на ее территории Хеттское царство, и в течение всего последующего периода, когда регион находился под властью греков, римлян, византийцев и османов, коренное население претерпело незначительные изменения. Осевшие здесь позднее тюркские племена стали еще одним этническим компонентом.

Исторической родиной тюрок считаются Алтайские горы. На землях к востоку от ареала обитания тюрок жили монголы. К западу соседями были угро-финны (предшественники финнов, венгров, эстонцев и др.). Со временем тюрки заселили Среднюю Азию. Созданная ими империя, в конечном счете, включила в себя обширнейшие территории континента. В 9 в. тюрки-огузы, обитавшие в западных областях Центральной Азии, приняли ислам. Позднее их стали называть туркменами и сельджуками. После миграции в Месопотамию тюрки стали главной силой на Среднем Востоке и во всем мусульманском мире. В 1071 сельджуки во главе с Алп-Арсланом вторглись в Восточную Анатолию, входившую в то время в состав Византийского государства. Начиная с этого времени многочисленные тюркские племена оседали в Азербайджане и Анатолии. По оценкам, ок. 4 млн. тюрок переселилось на свою новую родину, вытеснив византийцев в западные прибрежные районы и ассимилировав оставшееся население.

Курды являются крупнейшей этнической группой, которая, проживая на территории Турции, избежала тюркизации в османскую эпоху. Родственные персам по языку и этническому происхождению, курды обитают в малодоступных горных районах Восточной и Юго-Восточной Анатолии. Сохранив свои обычаи, язык и национальное самосознание, курды поднимали восстания в 1925 и 1930-х годах, которые были жестоко подавлены Турецкой Республикой. После действовавшего в районе их расселения в течение многих лет чрезвычайного положения началась тюркизация курдов, и только с 1946 курдские провинции, наконец, получили такой же статус, как и остальные. Соседство мощных курдских меньшинств в Ираке и Иране делает проблему интеграции турецких курдов крайне острой для Турции. До последнего времени ее основным инструментом считалось ускорение социально-экономического развития районов компактного проживания курдов, например, проект Юго-Восточной Анатолии, предусматривающий комплексное развитие региона на основе реализации масштабных гидроэнергетических проектов. В начале 2000-х в ходе активизации подготовки Турции к началу переговоров о полноправном членстве в ЕС курдам был предоставлен ряд дополнительных прав. В декабре 2003 вступил в силу закон, позволяющий получать образование на языках национальных меньшинств и диалектах. В результате в стране были организованы частные курсы курдского языка, а 6 частных школ начали преподавание на курдском языке, однако ученики этих школ должны быть старше 15 лет, то есть они должны сначала получить основное образование. В Конституцию страны были внесены поправки, снявшие запрет на использование других языков, кроме турецкого. В 2004 законодательные изменения, разрешившие передачи на языках национальных меньшинств, были внесены в теле- и радиовещание. В июне 2004 первые передачи такого рода были транслированы государственной радиовещательной корпорацией. В июле 2004 был принят закон О компенсации потерь, понесенных в результате террористических действий. Этот закон предусматривает выплату компенсаций тем жителям юго-востока страны, которые понесли убытки в период после июля 1987. Однако принципы применения закона прописаны нечетко, что ограничивает возможности его использования.

В прошлом еще одно многочисленное национальное меньшинство в Турции, армяне в древности сумели создать независимое христианское государство на территориях, входящих в настоящее время в состав Республики Армения и северо-восточной Турции. Однако на своей исторической родине они были подвергнуты тюркизации сельджуками, захватившими в 12 в. Восточную Анатолию. И хотя армяне по-прежнему составляли большинство населения на землях к северо-востоку от р.Аракс и еще в течение двух веков правили в Киликии, на их землях в Северо-Восточной Анатолии стали поселяться тюрки. Между турками и армянами не было столкновений вплоть до 19 в., когда армянские националисты, ободренные ослаблением Османской империи и в надежде на помощь со стороны России и других христианских государств, подняли восстание против османского правления. В ответ османское правительство учинило в 1894–1896 жестокую расправу, которую повторило в 1909. В 1915 турецкие власти начали изгнание армян из Восточной Анатолии, подвергнув их насильственному переселению в район Месопотамии.

На территории современной Турции проживают также арабы, греки, лазы, черкесы (под этим этнонимом подразумеваются адыги, кабардинцы, ингуши, чеченцы, осетины и другие народы Северного Кавказа), евреи и другие этнические группы. Перепись населения 1965 г. была последней, которая включала сведения о языковой принадлежности и вероисповедании граждан, что позволяло хотя бы приблизительно установить численность национальных меньшинств и этнических групп. В соответствии со ст. 66-й Конституции 1982 турками считаются все, «кто связан узами гражданства с турецким государством». Иными словами, гражданство отныне официально определяет национальную принадлежность. К тому же дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками. Поэтому достоверно можно говорить лишь о том, что Турция – многонациональная страна, на территории которой проживает свыше 25 национальных меньшинств. По оценочным данным, их численность составляет 13–15 млн. чел. Наиболее многочисленны курды (10–12 млн. чел.), значительно более малочисленную группу формируют арабы (1 млн. чел.), остальные этнические группы насчитывают от десяти до нескольких сот тысяч человек.

Государственным языком Турецкой республики является турецкий. Он относится к тюркской семье языков, которая объединяет азербайджанский, башкирский, гагаузский, казахский, татарский, тувинский, туркменский, узбекский, чувашский, якутский и ряд других языков. Среди тюркских наиболее близки к турецкому языки юго-западной (огузской) группы, куда, кроме турецкого, входят азербайджанский, туркменский и гагаузский.

Формирование турецкого языка связано с эпохой превращения тюркоязычных народов в отдельные нации. В связи с несформированностью наций в предыдущие эпохи, народно-диалектная языковая среда с широким диапазоном ее постоянно изменчивых и вариативных реализаций была главенствующей формой существования языка. Носившие наддиалектный характер древние и старые письменно-литературные языки тюркских народов весьма эффективно воздействовали на нормообразующие процессы в диалектной среде.

Особенностью письменно-литературного османского языка (15 – середина 19 вв.) была широкая ориентация на заимствования из арабского и персидского языков как слов, так и грамматических моделей. Поэтому развитие собственно турецкой народно-диалектной среды в новотюркскую эпоху было вынуждено опираться на письменную фиксацию разговорных вариантов языка в виде «тюрк-и басит» (простого турецкого языка). В середине 19 в. в период широких государственных реформ началась работа по обновлению письменно-литературного языка и его сближению с языком народно-разговорным.

Однако наиболее значимыми вехами с точки зрения реформирования турецкого языка явились предпринятые уже в условиях республиканской Турции меры по реформе алфавита (в 1928 был осуществлен переход на латинский алфавит) и по созданию Турецкого лингвистического общества (1932). Оба начинания тесно связаны друг с другом, поскольку кардинальное обновление лексики турецкого языка было невозможно без реформы письменности. Реформа турецкого языка явилась уникальным экспериментом, видимо, не имеющим по своим масштабам аналогов в мировой практике языкового строительства. Ни в одном языке мира до той поры еще не наблюдалось столь быстрого и радикального искусственного изменения значительной части словарного фонда. Только за первые 34 года деятельности Турецкого лингвистического общества содержание собственно турецкой лексики в словарном составе турецкого языка увеличилось с 43 до 58%. Активное языковое строительство продолжается и в настоящее время, развиваясь по пути создания новой терминологии, позволяющей выражать новые понятия в условиях современной информационно-технической революции.

В то же время следует иметь в виду и противоположные тенденции если не к сохранению определенных пластов старой лексики, то к ее использованию одновременно с неологизмами. Поэтому пока турецкий остается языком с чрезвычайно большим количеством абсолютных (полностью равнозначных) синонимов. Столь бурному развитию лексической системы свойственны и определенные отрицательные стороны, в частности, разрыв в культурной преемственности между поколениями: современная турецкая молодежь не может читать в оригинале литературные произведения не только 19., но и произведения многих турецких писателей 30–40-х 20 в.

Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения (по данным турецких справочников) являются мусульманами.

Турки исповедуют ислам суннитского направления. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб.

Большая часть курдов придерживается шиитского (или, точнее, алавитского) направления ислама. Среди арабов, проживающих в Турции, есть не только мусульмане (сунниты), но и христиане (марониты).

Нынешняя территория Турции (Малая Азия) была одним из основных центров распространения раннего христианства. Позднее здесь несколько веков существовала Византийская империя, а ее столица Константинополь была центром православия до ее захвата турками в 1453. Лозаннский мирный договор 1923 закрепил права христианских меньшинств в Турции, однако в силу разных факторов как абсолютная, так и относительная численность христиан постоянно сокращается. Православная греческая церковь Турции представлена патриархатом, болгарская – экзархатом с резиденцией в Стамбуле. Они подчинены Вселенскому Константинопольскому патриархату, который является высшей церковной инстанцией православных церквей других стран. Резиденция патриарха также находится в Стамбуле. Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь – архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь – викарием Мардина. Экзархом римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле. Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула.

 

Поделиться с друзьями

Полезная информация

Случайная статья

Тегеран

Тегеран —
столица и крупнейший город Ирана и один из крупнейших городов Азии. Административный центр одноимённого остана, политический, экономический, транспортный, торгово-финансовый и культурный центр страны.

Тегеран расположен на севере страны у подножья горного хребта Эльбурс, в 90 км к югу от побережья Каспийского моря. Город растягивается на 40-50 км с запада на восток вдоль горного склона. Северные районы Тегерана (Шемиран) находятся на высоте до 2000 метров над уровнем моря, а южные пригороды (Рей, Султанабад) вплотную подходят к территории каменистой пустыни Кавир.

Население Тегерана с пригородами (Большой Тегеран) превышает 13 млн человек. Тегеран отличается чрезвычайным разнообразием национального и конфессионального состава. Основу населения города составляют персы, азербайджанцы и мазендеранцы. Основная религия — ислам. Кроме того, в Тегеране присутствуют внушительные национальные и религиозные меньшинства — армяне, ассирийцы, курды, евреи, бахаи, зороастрийцы.

Когда Тегеран стал столицей Ирана в конце XVIII века, население города составляло порядка 100 тысяч человек. В течение XX века население Тегерана постоянно росло большими темпами. В 1956 году правительство приняло ряд мер, ограничивающих строительство в городской черте, а также поправки к семейной политике. В 1976 году прирост населения составил 4 %, а в 2000 — 1,1 %.

В настоящее время в черте города проживает около 7,5 миллионов человек, а с пригородами население Тегерана составляет 13 миллионов человек, с близлежащими городами — спутниками — более 15 миллионов. Такой резкий рост населения объясняется тем, что 60 % жителей города — приезжие. Маятниковая миграция в Тегеран составляет около 1,5 — 2 млн человек ежедневно, главным образом из Кереджа.

Поиск по сайту
Яндекс.Метрика