Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
Навигация

Экономика Бахрейна

Герб Бахрейна

Бахрейн известен с античных времен как центр торговли. В оазисах крестьяне выращивали финиковую пальму и другие плодовые, а также кормовые культуры и овощи, разводили овец, коз, крупный рогатый скот и кур. Население занималось строительством одномачтовых судов и добычей жемчуга.

Однако все эти виды хозяйственной деятельности отошли на задний план после того, как в 1932 на Бахрейне была найдена нефть и началась эксплуатация нефтяных месторождений. В 1935 был построен первый нефтеперерабатывающий завод. Пик добычи нефти пришелся на 1970–1972, однако к началу 1980-х годов ее запасы сильно истощились (в настоящее время составляют не более 27 млн. т) и объем добычи снизился. В середине 1990-х годов был пущен новый нефтеперерабатывающий комплекс (по производительности занимает 2-е место на Среднем Востоке), на котором перерабатывается импортная нефть, поступающая по подводному трубопроводу из Саудовской Аравии. Добыча и переработка нефти обеспечивают ок. 60% валютных поступлений от внешнеторговых операций, 60% государственного бюджета и 30% ВВП. Благодаря отлаженной системе коммуникаций и транспортного сообщения многие транснациональные компании избрали Бахрейн в качестве своих резиденций. Серьезной экономической проблемой страны является истощение месторождений нефти и водных ресурсов и высокая безработица (15%).

ВВП Бахрейна на 2003 оценивается в 9,91 млрд. долл., или 15 100 тыс. долл. на душу населения. Ежегодный реальный рост ВВП составляет ок. 2,9%. В структуре ВВП преобладает сфера услуг (64%), доля промышленности составляет 35%, сельского хозяйства – 1%. Трудовые ресурсы (вместе с иностранными рабочими) насчитывают 295 тыс. человек: 79% работающих сосредоточены в промышленности, торговле и сфере услуг, 20% – в сфере управления и 1% – в сельском хозяйстве.

Кроме нефти, Бахрейн располагает огромными запасами природного газа, используемого в качестве сырья для нефтехимической промышленности и производства бутана и пропана. Газ также служит топливом для алюминиевого комбината, перерабатывающего австралийское сырье (глинозем) и выпускающего до 450 тыс. т алюминия в год. Бахрейн – крупнейший производитель алюминия на Среднем Востоке. На базе одного из крупнейших в мире сухого дока, приспособленного для ремонта супертанкеров, развита судоремонтная промышленность. На 11 электростанциях, работающих исключительно на ископаемом топливе, вырабатывается ок. 4,8 млрд. кВт·ч электроэнергии в год, что превышает внутреннее потребление страны.

После 1975 Бахрейн превратился в международный банковский центр и к 1998 насчитывал 80 филиалов иностранных банков, осуществлявших финансовые операции в районе Персидского залива. Доходы от этих операций дают стране ок. 20% ВВП. Большое значение имеет иностранный туризм.

Лишь 4% территории Бахрейна пригодно для сельского хозяйства. В оазисах выращивают финиковую пальму, цитрусовые, виноград, персик, папайю, грецкий орех, фисташки, овощи, зерновые (пшеницу, кукурузу, ячмень). Разводят овец, коз, зебувидных коров, ослов. Самообеспечение продуктами растениеводства не более 20%, молочными продуктами – ок. 50%. Ведется добыча жемчуга, лов рыбы и креветок.

Протяженность автомобильных дорог ок. 3160 км, причем 2430 км из них имеют твердое покрытие. Остров Бахрейн соединен с островами Мухаррак и Умм-Наасан дамбами, по которым проложены автомобильные дороги. В 1986 автомагистраль связала Бахрейн с Саудовской Аравией. В Бахрейне функционируют три аэропорта. Международный аэропорт расположен на о.Мухаррак. Функционируют три основных морских порта: Сальман (самый современный), Манама и Ситра. Торговый флот состоит из 8 большегрузных судов (водоизмещением более 1000 брутто-регистровых тонн каждое) общим водоизмещением 228,3 тыс. брутто-регистровых тонн. Проложены трубопроводы общей протяженностью ок. 100 км для транспортировки сырой нефти (55 км), нефтепродуктов (15 км) и природного газа (30 км).

Бахрейн – активный участник международной торговли. Основные статьи экспорта – нефть, нефтепродукты и алюминий. Главные партнеры по экспорту – Индия, Япония, Саудовская Аравия, ОАЕ. Ввозят в страну продовольствие, потребительские товары и сырую нефть для ее последующей переработки. Основные партнеры по импорту – Саудовская Аравия, США. Великобритания, Япония, Германия. Бахрейн активно занимается реэкспортом американских и европейских товаров в азиатские страны. Стоимость импорта (4,2 млрд. на 2002) ненамного превышает стоимость экспорта (5,8 млрд. на 2002).

Денежная единица – бахрейнский динар, равный 1000 филсам.

 

Поделиться с друзьями

Полезная информация

Случайная статья

Коломбо

Коломбо —
фактическая столица Шри-Ланки. Расположен в Западной провинции, в округе Коломбо. Население — 740 тыс. жителей (2001).

Название города происходит от сингальского «Kola-amba-thota», то есть «манговая гавань». Арабские, китайские, римские купцы посещали гавань Коломбо более 2000 лет назад. В VIII веке н. э. здесь надолго обосновались арабы, контролировавшие почти всю морскую торговлю сингальских королевств. Португальцы прибыли сюда в XVI веке и видоизменили название города в честь Христофора Колумба. В следующем столетии город захватили голландцы, а в 1802 Коломбо стал столицей британской колонии Цейлон. С 1948 — столица доминиона Цейлон, с 1972 — демократической социалистической республики Шри-Ланка. В 1983 официальная столица была перенесена в Шри-Джаяварденепуру-Котте.

В Коломбо есть глубоководная гавань площадью 250 га, защищённая тремя молами. Рядом с портом расположен деловой центр города, называемый «Форт». Такое название этот район получил вследствие того, что раньше здесь располагалась португальская крепость, охранявшая вход в порт. Ныне Форт — это административные здания, магазины, отели, банки. Коломбо — крупнейший промышленный и культурный центр страны. Развита химическая, текстильная, нефтеперерабатывающая, стекольная, цементная, деревообрабатывающая, кожевенно-обувная промышленность. Ювелирное производство. Порт Коломбо — крупнейший в Южной Азии.

Районы города складывались исторически и порой сильно отличаются друг от друга. Так, например, Петта — это район ремесленников и мелких торговцев. «Петта» означает «чёрный город». Здесь маленькие закусочные, маленькие магазинчики, узкие улицы. Другой район — Слейв-Айленд. Здесь проживают в основном бедняки. Название его переводится как «Остров рабов». Но такое название первоначально дали ему голландцы во время господства на Цейлоне Голландской Ост-Индской компании. В районе Марадана живут мелкие лавочники и кустари.

К северу от Петты находится главный промышленный район города: заводы по производству каучука, кокосового масла, чаеразвесочные фабрики. Ещё севернее расположена зона свободной торговли.

В городе имеется университет, несколько колледжей, обсерватория, национальный музей. Множество церквей, мечетей, буддистских и индуистских храмов. На окраине города — два буддийских университета.

Международный аэропорт им. Соломона Бандаранаике находится в 30 км к северу от Коломбо. Город связан железными дорогами и автотрассами со всеми провинциями страны.

Поиск по сайту
Яндекс.Метрика