Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
Навигация

Население Вьетнама

Население Вьетнама

Согласно оценке на 2003 в стране насчитывается 81,62 млн. жителей, принадлежащих к 54 этническим группам. Более 64% – вьетнамцы в возрасте от 15 до 64 лет. Женщины составляют 51% населения. Средняя продолжительность жизни в стране 70,05(мужчины – 67,58, женщины – 72,7) Темпы роста населения в 2003 оценивались в 1,29%.

Сравнительно полная демографическая статистика относится к 1995. Тогда из 72 916 тыс. жителей в городах проживало 14 566 тыс., а в сельской местности – 58 350 тыс. человек (на Севере соответственно 5250 тыс. и 31 450 тыс. и на Юге 9316 тыс. и 26 900 тыс. человек). Население страны в 1990–1995 увеличивалось в среднем на 2,4% в год, причем в деревнях этот показатель составлял 2,6%, а в городах – 1,5%.

В северной части Вьетнама прирост населения оценивался в 2,2% в сельской местности и в 3% в городских поселениях (в дельтовой области р.Хонгха соответственно 1,8% и 3,4%), в южной – 3,1 и 0,7%. Таким образом, процесс урбанизации в дельте Меконга фактически прекратился. Более того, в районах, где расположены три самых крупных центра (Хошимин, Бьенхоа и Вунгтау) и административные центры четырех провинций, численность деревенского населения в первой половине 1990-х годов увеличивалась в среднем на 4,4%. Значительные темпы урбанизации в Северном Вьетнаме частично стали следствием малоземелья и ограниченных возможностей развития сельскохозяйственного производства.

Когда в 1945 была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), в стране насчитывалось до 70 национальностей. В языковом отношении они принадлежат к трем семьям: китайско-тибетской, австроазиатской и австронезийской, а далее подразделяются на ряд групп. Заметные различия наблюдаются также в образе жизни и практике хозяйствования этнических групп. Некоторые народы на протяжении сотен и тысяч лет занимались пашенным рисосеянием, другие – подсечно-огневым земледелием, третьи вели полукочевой образ жизни, добывая средства к существованию собирательством, охотой и рыбным промыслом.

До 1945 вьетнамцами называли прежде всего равнинных жителей. В последнее время стал наиболее употребительным этноним «вьеты», а «вьетнамцами» называют всех жителей Вьетнама. В 2003 вьеты составляли ок. 85/90% населения страны, близкие к ним по культуре и языку мыонги проживают в горной местности Бакбо и провинции Нгеан, китайцы,тайцы и прочие составляли – 5-15%. На равнинах расселены еще две крупные этнические общины: китайская и кхмерская (камбоджийская). Китайцы, которых насчитывается ок. 1 млн. человек, сосредоточены прежде всего в бывшем городе Шолон («Тёлон», т.е. «Большой рынок»), превратившемся в крупный район Хошимина, и контролируют во Вьетнаме до 40% национального капитала. Кхмеры, численностью ок. 850 тыс. человек, расселены главным образом в дельтовой области Меконга и в городе Хошимине.

Другие народы Вьетнама распределяются по следующим языковым семьям и группам: австроазиаты, говорящие на тайских языках, – тхай, нунг, тай, лао, зэй, сантяй (шантяй), лы, буи; на языках группы мео-зао – мео (хмонг), зао; на мон-кхмерских языках – живущие в юго-западной части страны бахнары, седанги, мнонги, ма, кохо, хре, стиенги, кхму. На плато Плейку и Дарлак проживают народы, говорящие на малайско-полинезийских языках австронезийской семьи, – джарай, эде, раглай, тюру, эде-бих. На языке малайско-полинезийской группы говорят также тямы (чамы), немногочисленные теперь потомки древнего народа рисоводов, создавших во 2 в. н.э. на территории нынешнего Чунгбо государство Тямпа (Чампа) и яркую культуру, находившуюся под сильным индийским влиянием. Китайско-тибетская языковая семья представлена также тибето-бирманской ветвью: хани, фула, лаху, лоло.

Вьетнамское общество склонно к религиозному синкретизму. Это находит выражение в том, что в общинном доме (динь), который служит также деревенским храмом, представлены алтари с пантеоном различных местных духов-покровителей и многочисленными изображениями будд и бодхисаттв, Конфуция и исторических персонажей. В буддийских храмах зачастую поклоняются не только Будде, но и местным божествам и духам. Почти в каждом крестьянском жилище можно видеть два алтаря – один, посвященный предкам, а другой – Духу Земли (Онг Диа).

Большинство вьетнамцев, независимо от религиозных предпочтений и политических воззрений, считает, что хранить память о предках – это их нравственный и религиозный долг. Могила есть пристанище усопших, но фактически они не мертвы: когда человек становится покойником, его душа продолжает свое существование. Живые и мертвые обитают в одном и том же мире, но существуют в разных формах. Поэтому предки принимают участие в повседневных делах своих потомков и защищают их, иногда посещая во время сна или предупреждая о грозящей опасности. Ввиду того, что души предков играют столь важную роль в судьбах и благополучии нисходящих поколений, сыновние и дочерние обязанности требуют соблюдать длительный траур по умершим, заботиться о жертвоприношениях и содержать в порядке могилы и кладбища.

В начале 20 в. в тех районах бассейна Меконга, где происходила колонизация и освоение сельскохозяйственных земель, возникли две новые религиозные секты: каодай («Верховный дворец») и хоахао («Гармония и благородство»). Первая из них придерживается синкретической доктрины, канон которой основывается на учениях Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и др. Символом секты каодай служит т.н. «Небесное око», а возглавляет ее собственный «папа», живущий в провинции Тэйнинь, в западной части дельты Меконга. Вторая синкретическая организация, хоахао, придерживается сочетания идей буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений. В 1940-х – начале 1950-х годов обе секты выказали притязания на территориальные сферы влияния и содержали собственные милицейские силы. Однако в середине 1950-х годов, воспользовавшись американской финансовой и военной поддержкой, Нго Динь Дьем сумел подорвать их военные и политические позиции. В 1990-х годах в стране еще насчитывалось приблизительно 1 млн. сторонников каодаизма и ок. 0,5 млн. последователей хоахао.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть тямов (чамов) придерживается индуизма, другая часть – ислама.

В 1998 во Вьетнаме насчитывалось ок. 2 млн. католиков. Протестантов во Вьетнаме мало, главным образом это представители горных народов.

 

Поделиться с друзьями

Полезная информация

Случайная статья

Рейкьявик

Рейкьявик — столица и крупнейший город Исландии. Население — 118 861 жителей (2008), а включая города-спутники — около 200 000, что составляет около 65 % всего населения страны (316 000). Это самая северная в мире столица государства.

Исландия была заселена норвежскими и кельтскими иммигрантами в течение конца IX и начала X веков. Согласно средневековой Книге о взятии земли, Ингольв Арнарсон, первый исландский поселенец, построил свою ферму на полуострове, где сейчас расположен Рейкьявик. Место было названо Reykjavík («Дымная бухта») из-за столбов пара, которые поднимались от горячих источников и производили глубокое впечатление на поселенцев.

Много веков спустя, около середины XIX века, маленький городок начал вырастать возле фермы Рейкьявик благодаря королевскому казначею Скули Магнуссону, известному как «отец Рейкьявика», который основал шерстяные мастерские в Рейкьявике в рамках своей деятельности по модернизации исландской экономики. Это послужило толчком к началу развития Рейкьявика как города. Статус города Рейкьявик получил в 1786 году.

Исландский парламент альтинг впервые собрался в 930 году на Полях тинга на юго-западе Исландии.

В 1798 году альтинг был упразднен, но в 1845 году воссоздан в Рейкьявике, где находилось правительство страны и администрация. Когда Исландия добилась самоуправления, а затем и независимости от Дании, Рейкьявик стал столицей государства.

С ускорением экономического прогресса в XX веке рос и Рейкьявик, но особенно быстрое развитие он получил во второй половине XX века.

Рейкьявик расположен в юго-западной части острова, на полуострове Сельтьяднарнес. Город расположен в зоне сдвига тектонических плит, поэтому для него характерны небольшие землетрясения. Через Рейкьявик протекает река Эллида. Она не судоходна, однако богата рыбой. Так как город находится недалеко от полярного круга, для него характерны полярный день летом и очень короткий (около 4 часов) световой день зимой.

Несмотря на то, что Рейкьявик находится на севере Атлантики, климат в городе намного благоприятнее, чем у многих других местностей, располагающихся на такой же широте. Средняя зимняя температура сравнима с температурой Нью-Йорка. Зимой в столице Исландии температура редко опускается ниже −10 °C. Все это благодаря воздействию теплых вод Гольфстрима.

Климат субарктический морской, зима мягкая, с оттепелями (средняя температура января 0,4 °C) благодаря влиянию тёплого течения Ирмингера, лето прохладное (средняя температура июля 11—12 °C). Осадков 800 мм в год. Вода в заливе зимой не замерзает. Характерны частые перемены погоды.

Поиск по сайту
Яндекс.Метрика