Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
Навигация

Экономика Вьетнама

Герб Вьетнама

После отвода воинских частей из Камбоджи в 1989 Вьетнам получил возможность полностью покончить с режимом «военного коммунизма». Еще в 1986 VI съезд Коммунистической партии Вьетнама произвел смену высшего руководства страны и положил начало процессу, официально названному «обновлением», благодаря которому страна вступила в период модернизации. Намеченные по итогам съезда далеко идущие реформы были нацелены на устранение прямого государственного вмешательства в ценообразование, производство и сферу внешней торговли.

Чтобы ускорить приток финансовых средств и оживить активность в частном секторе, во Вьетнаме разработано законодательство, касающееся льготного налогообложения зарубежных инвесторов, создаются «зоны экспортного производства» и стимулируется деятельность иностранных банков. В стране началось формирование правовой базы рыночной экономики. После 1990 принят ряд важных законов в области гражданского права, разработаны нормы деловой деятельности, работы фирм и т.п. Проводятся реорганизация и постепенная приватизация ряда предприятий государственного сектора. Количество государственных предприятий уменьшилось с 12 084 в 1991 до примерно 6300 в 1995, в основном за счет ликвидации слабых предприятий и объединения ряда предприятий смежного профиля. Планомерно реализуется программа приватизации предприятий государственного сектора.

Движение к рынку принесло впечатляющие результаты. С 1990 по 1997 валовой внутренний продукт (ВВП) увеличивался ежегодно в среднем на 8,9%, а фактические капиталовложения возрастали примерно на 25% в год. В 1995–1997 по темпам экономического роста Вьетнам лидировал среди стран-членов АСЕАН. К 2000 ВВП на душу населения составил 400 долл. Санкционированные властями прямые иностранные инвестиции, которые в 1991 равнялись примерно 2,3 млрд. долл. США, в 1997 достигли 31,2 млрд. долл., что составило 30% всех капиталовложений. В 1991–1998 происходил быстрый рост экспорта – с 2042 млн. до 9356 млн. долл., или на 27% в год, и импорта – с 2105 млн. до 11 390 млн. долл., или на 32% в год. В 1998 вывоз товаров и услуг оценивался в 42% ВВП, ввоз – в 47% ВВП. Несмотря на достигнутые результаты, Вьетнам испытывает экономические трудности. Неразвитость инфраструктуры и слабость хозяйственного потенциала проявляются в низком уровне производства основных видов продукции: электроэнергии – 226 кВтЧч, угля – 117 кг, нефти – 118 кг, проката стали – 8,6 кг, цемента – 83,3 кг, сахара – 7,8 кг, риса – 352 кг, минеральных удобрений – 12,8 кг и объеме экспорта 96 долл. США на душу населения (по состоянию на 1997). В том же году национальный доход в расчете на душу населения составлял ок. 300 долл. Азиатский финансовый кризис 1998–1999 привел к тому, что импорт в страну уменьшился по стоимости на 3% при расширении экспорта на 0,9%, а иностранные инвестиции сократились.

Экономический рост Вьетнама не прекратился и к 2002; таким образов в 2002 ВВП оценивался в 183,8 млрд. долл. США или 2300 долл. США на душу населения. По секторам ВВП делился следующим образом: сельскохозяйственный сектор занимал 24%,индустрия – 37% и другие службы – 39%.Населения на грани бедности в стране около 37%.

Иностранные инвестиции регулируются специальным законом от 12–20 ноября 1996, согласно которому установлены четыре формы прямых инвестиций: долевое участие, совместные предприятия, предприятия со стопроцентным иностранным капиталом и договоры о СЭП (строительство – эксплуатация – передача) и о СП (строительство – передача). В 1998 во Вьетнаме осуществлялось 2200 инвестиционных проектов с привлечением капитала из 60 стран с суммой зарегистрированных инвестиций в 32 млрд. долл.; объем реализованных вложений составил 12 млрд. долл. Прямые иностранные инвестиции обнаружили динамичный рост в 1991–1997, хотя в 1997 их было санкционировано примерно на 1/3 меньше, чем в 1996, и наполовину меньше, чем в 1995. На конец 1997 иностранные прямые капиталовложения распределялись следующим образом: нефтегазовая промышленность – 26%; легкая индустрия, прежде всего пищевая, – 17,6%; тяжелая индустрия – 13,4%; гостиничное дело и туризм – 16%; связь – 6,8%; сельское и лесное хозяйство и рыболовство – 3,8%; банковский сектор – 2,2%; и зоны переработки ввозимого сырья – 1,2%.

Зарубежные и государственные капиталовложения, направляемые в первую очередь в промышленность и сферу услуг, тяготеют преимущественно к крупным городам – Ханою, Хайфону и Хошимину. Таким образом усугубляется дисбаланс в доходах ведущих центров урбанизации и остальной части страны. В 1995 средний доход на душу населения в Ханое составлял 695 долл. и в Хошимине 912 долл., а в целом по стране ок. 220 долл. С 1996 по 1998 ВВП в названных городах увеличивался в два раза быстрее, чем по всей стране, и в три раза быстрее, чем в сельской местности.

Из 31,2 млрд. долл. иностранных прямых инвестиций, зарегистрированных на конец 1997, бóльшая часть поступила из Восточной и Юго-Восточной Азии (в млрд. долл.): Сингапур – 6,3, Тайвань – 4,3, Япония – 3,6, Южная Корея – 3,1, Сянган – 2,7, Малайзия – 1,4, Таиланд – 1,1, Филиппины – 0,31, Индонезия – 0,244. Среди европейских держав в этом отношении лидировала Франция, среди американских – США, с показателями соответственно 1,5 млрд. и 1,4 млрд. долл. Поступления из Китая составили 112 млн. долл., из России – 99 млн. долл. В 1998 под влиянием финансового кризиса произошел массовый исход европейских и американских бизнесменов из Вьетнама. Только в Хошимине закрылось примерно 180 представительств зарубежных фирм.

Сельское хозяйство остается главной отраслью экономики Вьетнама, обеспечивающей продовольственную безопасность страны. В деревне проживает 78% населения (1997). Уже в 1980-е годы отчетливо проявился показатель аграрной перенаселенности: площадь сельскохозяйственных угодий из расчета на каждого жителя составляла 0,1 га: исторически сложилось нерациональное размещение населения, при котором 80% его проживает на 20% территории страны. Во Вьетнаме имеется еще свыше 13 млн. га целинных и залежных земель, а также угодий, расположенных на склонах холмов и у подножий гор, которые в принципе могут быть пущены в хозяйственный оборот.

Сельское хозяйство характеризуется наличием трех секторов: государственного (госхозы, специализирующиеся главным образом на производстве технических культур, сырья для промышленности и на экспорт), частный сектор и коллективный сектор – кооперативы, производственные бригады.

Доля частного сектора в сельском хозяйстве оценивается примерно в 90%. Функции т.н. обновленных кооперативов сводятся к предоставлению различного рода услуг и помощи в производстве, а также к организации разных форм общественной жизни на селе. В 1994 по стране на каждый крестьянский двор (в среднем 4,77 едоков, 2,29 работников) приходилось всего 4143 кв. м сельскохозяйственных угодий. Трудовые ресурсы в деревне задействованы лишь на 30–50%, т.е. избыточное самодеятельное население, нуждающееся в занятости, составляет 6–7 млн. человек. Увеличивается и без того значительный разрыв в доходах горожан и селян.

В большинстве случаев в земледелии используются примитивные орудия. Лишь 10% земельных площадей обрабатывается машинами. Объем ежегодных накоплений в крестьянских хозяйствах очень низок (в 1993 он в среднем не превышал 700 тыс. донгов на одно хозяйство, т.е. примерно 70 долл.). В конце 1998 Политбюро ЦК Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) в своем отчете отметило, что за последние 10 лет производство продовольствия в стране увеличивалось в среднем на 5,7% в год и валовой сбор зерна повысился в расчете на душу населения с 281 кг до 398 кг. Доля семейно-крестьянских хозяйств, страдающих от недоедания, сократилась с 30 до 17%, что в абсолютном выражении составляет 2,4 млн. хозяйств, из них 300 тыс. отнесены к группе с хроническим голоданием и 400 тыс. к группе с периодическим голоданием. В аграрном секторе создаются 25% ВВП и 36,3% всей экспортной продукции. В сельском, лесном и рыбном хозяйстве занято 68,8% рабочей силы страны, и примерно на таком же уровне эти отрасли представлены в «деревенской» экономике. В 1995 было произведено 27,5 млн. т продовольствия в пересчете на рис, в 1996 – 29 млн. т, в 1997 – 31,5 млн. т.

Основные обрабатываемые земельные площади заняты под рис (на равнинах – поливной рис, на горных склонах и холмах – суходольный). Обычно снимают два урожая риса в год. Урожайность в дельте р.Хонгха – 10–15 т.

Во Вьетнаме возделывается ок. 1500 сортов риса – с белым, желтоватым, красновато-коричневым (суходольный рис) и даже с почти черным (он считается целебным) зерном. Имеется и т.н. ароматный и клейкий рис, который идет на приготовление праздничных блюд. На непригодных для рисоводства землях помимо риса выращивают неосновные культуры: земляной орех (арахис), кукурузу, сою, бобовые, батат, маниок. Сельскохозяйственные культуры делятся на текстильные и волокнистые (хлопчатник, джут, рами, сыть, шелковица), сахаристые (сахарный тростник), масличные (арахис, кунжут, кокос), стимулирующие (табак, имбирь, черный перец, чай, кофе, бетель), выделяющие сок и смолу (гевея, лаковое дерево, сосна). Самые большие площади отведены под плантации каучуконосного дерева гевеи (ок. 200 тыс. га).

Из плодовых культур выращивают множество сортов бананов, апельсины, лимоны, манго, грейпфруты, папайю (дынное дерево), ананасы, кокосовые орехи, хлебное дерево, личжи и многие другие экзотические плоды. Из овощей, которые возделывают преимущественно зимой, помимо завезенных из умеренного пояса картофеля, томатов, огурцов, лука, культивируют многочисленные сорта тыкв, капусты, пряных трав и т.д.

Животноводство остается второстепенной отраслью сельского хозяйства, но его роль постепенно возрастает. Крупный рогатый скот (буйволов и коров) в основном используют как тягловую силу; молочное хозяйство появилось лишь недавно. На мясо выращивают свиней и птицу (кур и уток).

Лов морской рыбы и ракообразных и сбор морских водорослей ведется главным образом в прибрежных водах.

Заготавливаются древесина, в том числе ценных пород на экспорт, а также кардамон, бадьян, корица, камедь, канифоль, сырье для получения дубильных и красильных веществ.

По данным отчета Политбюро ЦК КПВ, представленного в конце 1998, в стране на принципах ОДА («официальная помощь для развития» – предоставление зарубежными государствами или международными финансовыми организациями субсидий или льготных кредитов на нужды экономического развития) финансировались 130 сельскохозяйственных проекта. Их общая стоимость оценивалась примерно в 1,5 млрд. долл. Всемирный банк финансировал шесть из них на сумму 465 млн. долл., Азиатский банк развития – восемь проектов на сумму 464 млн. долл., остальная часть обеспечивалась правительственными структурами разных государств. На конец 1997 иностранные прямые инвестиции в сельское и лесное хозяйство и рыболовство достигли 3,8 млрд. долл., из которых 2,06 млрд. были вложены в 127 проектов, ориентированных на организацию переработки аграрной продукции, и 146 млн. долл. – в 43 проекта, направленных на стимулирование аквакультуры.

Перед Второй мировой войной, когда экономика Вьетнама носила отчетливо колониальный характер, удельный вес промышленности составлял 10% (1939), к концу войны Сопротивления (1946–1954) снизился до 1,5%. В 1950–1980-е годы были заложены основы ряда отраслей тяжелой индустрии, в том числе таких, как электроэнергетика, машиностроение (с десятками крупных и средних предприятий, сотнями механических и ремонтных мастерских), металлургия, химия, промышленность строительных материалов. Получили развитие различные отрасли легкой промышленности. Сложились основные промышленные центры: Ханой, Хошимин – Бьенхоа, Хайфон, Дананг, Куангнинь, Вунгтау, Намдинь, Винь, Вьетчи, Тхайнгуен, Хабак, Тханьхоа. Ведущую роль в промышленности играют Ханой и Хошимин, где выпускается значительная часть промышленной продукции.

Промышленность за 1991–1996 практически удвоила выпуск продукции. Среднегодовое увеличение производства составило 13,3%. Этот бурный рост был обусловлен успешным переходом от системы государственного управления и субсидирования предприятий к принципам рыночной экономики, установлению широких внешнеэкономических связей. Важную роль сыграли курс на реструктуризацию и модернизацию промышленности, привлечение прямых инвестиций из-за рубежа, введение новых промышленных технологий. С 1991 по 1995 общий объем инвестиций в промышленность из разных источников и экономических секторов составил примерно 4,7 млрд. долл., причем средства, полученные от государства, составили 54% от общего объема инвестиций, иностранные инвестиции – 31%, средства, вложенные самими предприятиями, – 3,5%.

При непосредственном участии иностранных компаний получили развитие важнейшие отрасли промышленности: нефтегазовая, производство цемента, стали, электроники, швейно-текстильных изделий, переработка сельскохозяйственной продукции. Прямые иностранные инвестиции способствуют формированию и развитию таких отраслей, как автомобилестроение, производство мотоциклов.

Создаются «зоны экспортного производства», «зоны концентрированного промышленного производства», имеющие налоговые и прочие льготы, а также другие благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций (в Хайфоне, Дананге, Кантхо, Тантхуане и др.).

Если сравнить объем валовой продукции 1991–1995 с соответствующим объемом за предыдущие пять лет, то по производству электроэнергии он вырос с 35,6 до 57,1 млрд. кВтЧч, сырой нефти – с 1,2 до 30,5 млн. т, стали – с 393 до 1241 тыс. т, удобрений – с 2228 до 3340 тыс. т, цемента – с 9,8 до 22,5 млн. т, бумаги – с 410 до 713 тыс. т.

Вьетнам обладает значительными возможностями для развития электроэнергетики, располагая крупными запасами нефти, газа, угля и гидроэнергетических ресурсов. Мощность вырабатываемой электроэнергии возросла с 2161,7 мВт в 1991 до 4360 мВт в 1995. Действует крупнейший гидроузел Хоабинь мощностью 2 млн. кВт, а также ГЭС Тхакба, Даним, Виньшон и др., газотурбинные комплексы в Бариа и Тхудыке, ТЭС (Уонгби, Фалай), а также сотни малых ГЭС. Построена 500-вольтная линия электропередач «Север – Юг», приблизительно на 2000 км удлинены линии электропередач напряжением 110–220 В и 350 В. Электрифицированы 442 уезда (90% от общего числа) и 5450 общин (свыше 60%).

В последние десятилетия во Вьетнаме велась разведка, а с 1980-х годов и добыча нефти. С 1986 совместным советско-вьетнамским предприятием «Соввьетпетро» разрабатывается шельфовое нефтяное месторождение к юго-востоку от порта Вунгтау (в 1996 было добыто 8 млн. т нефти). Действует вьетнамская государственная компания «Петровьетнам». Вьетнам подписал несколько десятков соглашений с иностранными партнерами по разведке нефтяных месторождений и разделу долей, в том числе с «Шелл», «Мобил», «Бритиш петролеум», «Педко» (Республика Корея), «Петронас Карригали» (Малайзия), японской «Джей Ви Пи Си» (JVPC). Введены в эксплуатацию два новых крупных месторождения нефти на континентальном шельфе (Ронг и Дайхунг).

Крупнейшим угольным бассейном страны является Куангнинь, где добыча ведется как в шахтах, так и открытым способом (например, в Каошоне). В 1991–1995 добыча угля осталась на том же уровне, что и в 1986–1990, – 28,5 млн. т.

Главный центр черной металлургии – Тхайнгуен. Там ведется добыча железной руды, а в конце 1950-х годов с помощью Китая был построен металлургический комбинат, разрушенный затем американской авиацией, но восстановленный в 1973. Сталелитейная промышленность увеличила производство стали со 149 тыс. т в 1991 до 550 тыс. т в 1995: ежегодный темп роста составил 39%. В тот же период благодаря интенсивным инвестициям увеличилось производство проката в Бьенхоа (Намбо) и Тхайнгуене, а также на машиностроительных заводах (в Ханое, Намдине, Камфе). В ближайшие годы планируется увеличить выпуск проката до 1,25 млн. т. Цветная металлургия представлена выплавкой олова (комбинат Тиньтук), сурьмы (в Тхайнгуене), хромитов (в Тханьхоа), меди, вольфрама.

Основы машиностроения были заложены в 1950-е годы; в 1958 был пущен Ханойский станкостроительный завод. К середине 1980-х годов насчитывалось уже ок. 700 различных машиностроительных предприятий, на которых были заняты 130 тыс. человек. В настоящее время налажено производство инструмента, дизельных двигателей, механических насосов, небольших тракторов, сельскохозяйственных орудий на тракторной тяге, сельскохозяйственного инвентаря, оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции. Производятся моторные катера, буксиры, баржи, небольшие грузовые суда, трейлеры и запасные части к локомотивам, грузовым и легковым автомобилям. Имеются судоремонтные предприятия. Наиболее крупные предприятия машиностроительной отрасли – Ханойский механический завод, механический завод имени Чан Хынг Дао (в Ханое), судостроительные верфи в Хайфоне, вагоноремонтный завод в Зяламе (в окрестностях Ханоя), машиностроительный завод Годам в Тхайнгуене, завод по производству и ремонту горношахтного оборудования в Камфе.

В промышленном районе Хошимин – Бьенхоа, где сконцентрировано значительное число предприятий, налажена сборка дизельных генераторов, тракторов малой мощности, водяных насосов, механических плугов, другой сельскохозяйственной техники, телевизоров, кинескопов, бытовой электроники, швейных машин, велосипедов, мотоциклов, мотороллеров.

Химическая промышленность в значительной мере работает для удовлетворения потребностей сельского хозяйства и развита в основном на севере страны в Бакбо. Производство фосфорных удобрений в 1995 доведено до 750 тыс. т, имеется большой суперфосфатный завод в Ламтхао. Относительно крупные предприятия по производству азотных удобрений (110 тыс. т в год) находятся в Бакзянге. Важнейшей сырьевой базой для производства минеральных удобрений является апатитовый рудник Лаокай, где построен завод химических удобрений. Химические предприятия на юге страны в области Намбо производят в основном шины для автомобилей, тракторов и велосипедов, различные резиновые изделия, гальванические элементы и аккумуляторы, химические средства защиты растений, пластмассы, красители, лаки. Создается нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность.

Большой размах строительства во Вьетнаме стимулирует рост промышленности строительных материалов, прежде всего производство цемента, которое выросло с 3,1 млн. т в 1991 до 5,8 млн. т в 1995. Крупнейшие предприятия отрасли – цементные заводы в Бимшоне, Хайфоне, Бьенхоа, Хатьене, Хоангтхате.

Получили развитие такие отрасли легкой промышленности, как текстильная, кожевенно-обувная, производство фарфора и фаянса, изделий из стекла, пищевая и т.д. Особое значение для Вьетнама имеет развитая сеть рисоочистительных заводов. В 1995 на долю легкой промышленности приходилось 62,5% всей вьетнамской промышленной экспортной продукции.

Важную роль в экономике страны играет кустарная промышленность. Во Вьетнаме имеются целые деревни кустарей. Многие ремесла, например гончарное, шелкоткачество и ковроткачество, бронзолитейное, ювелирное, резьба по дереву и кости, имеют многовековые традиции. В начале 1990-х годов кустарная промышленность выпускала ок. 30 тыс. наименований товаров широкого потребления. Весомую долю вьетнамского экспорта составляют изделия кустарей, в том числе продукция художественных ремесел.

Более 40 тыс. км больших и малых судоходных рек и каналов, свыше 3 тыс. км морского побережья – такова протяженность водных коммуникаций Вьетнама. В последние годы морской и речной флот пополнился танкерами и контейнеровозами, хотя в его составе нет больших судов. Особое место занимают каботажные и речные перевозки. Основные порты – Хошимин, Дананг, Хонггай, Нячанг, Хайфон, Вунгтау.

Сухопутные дороги Вьетнама имеют протяженность более 310 тыс. км, около трети из них – автомобильные. Прокладка сухопутных коммуникаций во Вьетнаме осложняется необходимостью строительства множества мостов. Дороги мостят камнем, и лишь 10% из них имеют асфальтовое покрытие, треть дорог – грунтовые. Важнейшие автомагистрали: Ханой –Хошимин, Ханой – Хайфон. Парк грузовых автомобилей составляет – ок. 20 тыс.

Протяженность железнодорожной сети в середине 1990-х годов составляла 2600 км. Это в основном узкоколейные дороги. Железнодорожные пути с более широкой колеей имеют протяженность ок. 400 км. Основная железнодорожная магистраль Ханой – Хошимин (1730 км) протянулась через всю страну с севера на юг. Самый крупный железнодорожный узел – Ханой (60% грузооборота). 75% объема железнодорожных перевозок приходится на северную часть страны. Железнодорожный транспорт – самая слабая отрасль в транспортной системе страны, отличается неудовлетворительным состоянием путей, устаревшим парком локомотивов и подвижного состава, медленными скоростями.

Быстро развивается гражданская авиация, обслуживающая 15 внутренних линий протяженностью свыше 62 тыс. км. С 1980 Вьетнам стал членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Компания «Вьетнам эйрлайнз» обслуживает и международные линии (рейсы в Москву, Париж, Бангкок и другие столицы). В стране имеется сеть аэродромов, аэропорты в таких городах, как Ханой, Хошимин, Дананг, предназначены для международных сообщений.

Объем экспорта в 1997 достиг 9,1 млрд. долл., что в 4 раза превышает показатель 1990. Торговые связи поддерживаются прежде всего с государствами Восточной Азии и Европейского союза. В 1986–1990 ок. 40% вьетнамского экспорта направлялось в СССР, а из СССР поступало ок. 70% импорта. В 1997 в России было закуплено товаров на сумму 130 млн. долл., а продано ей сырья и другой продукции на 330 млн. долл.

Наиболее энергично расширялись продажи за рубеж обуви, текстиля и готовой одежды, объем которых вырос до 1800 млн. долл. в год. Доля готовой продукции в экспорте СРВ менее 35%. Основу экспорта составляют рис, кукуруза, кофе, чай, каучук, орехи кэшью и другие сельскохозяйственные товары, вывоз которых утроился за период с 1992 по 1996. Одновременно более чем удвоился экспорт угля, сырой нефти и различных морепродуктов. В 1996 продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства составляла 45% всего экспорта, сырая нефть и уголь 20% и промышленные изделия 35%. Вьетнам привлекает зарубежных бизнесменов, так как представляет собой емкий рынок, не предъявляющий высоких требований к качеству товаров. В импорте повысилась роль средств производства (до 33% сравнительно с 22% в 1992) за счет промежуточной продукции (56% против 64%) и товаров широкого потребления (11% против 14%). Дефицит внешнеторгового баланса остается на высоком уровне (млрд. долл.): 1995 – 2,7; 1996 – 3,9; 1997 – 2,5 и 1998 – 2.

В 1998 Вьетнам вывез 12,2 млн. т сырой нефти и 3,8 млн. т риса. Ввиду резкого падения мировых цен на эти товары предотвратить сокращение валютных поступлений извне не удалось. В результате страна испытывает трудности с платежным балансом, ее внешняя задолженность приблизилась к 11 млрд. долл. Замедление в 1998 темпов роста таких основных экспортных товаров, как обувь, кофе, каучук и орехи кэшью, и одновременное ослабление притока зарубежных инвестиций означали для Вьетнама потери порядка 1 млрд. долл.

Кроме центрального Государственного банка Вьетнама, в стране на конец 1998 действовали 4 государственных коммерческих банка: Торгово-промышленный банк Вьетнама (Инкомбанк), Внешнеторговый банк (Вьеткомбанк), Банк инвестиций и развития Вьетнама и Вьетнамский банк развития сельского хозяйства и сельской местности. Кроме того, насчитываются 52 акционерных банка (уставной капитал которых формируется за счет средств государства, частных фирм и отдельных лиц) и свыше 10 филиалов зарубежных банков.

Наиболее динамичная тенденция в национальной финансовой системе, по-видимому, заключается в росте внешних обязательств страны. Считают, что до 70% прямых инвестиций из-за рубежа поступают в форме заемного капитала, хотя точные данные не публиковались. Долг английскому государственному ведомству – Управлению помощи зарубежным странам медленно сокращается, но в 1993–1998 все же превышал 5 млрд. долл., а краткосрочная задолженность по внешнеторговым сделкам и отсроченным аккредитивам достигла 2,5 млрд. долл. в 1998.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии выявил многие негативные стороны инвестиционного климата и слабости валютно-финансовой и банковской системы Вьетнама. Это проявляется прежде всего в том, что механизм регулирования валютного курса и процентная ставка еще не отрегулированы рынком; политика распределения государственных инвестиций оказывается направленной на поддержку слабых инвестиционных проектов; кредитная политика банков носит административный характер и не содействует рациональному распределению фондов; остается слабой система банков, многие из которых не располагают значительными капиталами и пользуются отсталыми банковскими технологиями; сохраняется практика «выбивания» государственных средств и т.д.

 

Поделиться с друзьями

Полезная информация

Случайная статья

Фритаун

Фритаун —
столица Республики Сьерра-Леоне, государства в Западной Африке, расположенного на побережье Атлантического океана. В 1462 г. на берегу современной Сьерра-Леоне высадились португальские мореплаватели. Они и дали открытому ими полуострову название Сьерра-Леоне — «Львиные горы». К концу XVIII в. побережье перешло под контроль англичан. В 1787 г. англичане завезли сюда несколько сотен освобожденных рабов и образовали поселение Фритаун (Город свободных). Это один из старейших городов Западной Африки. В 1808 г. Фритаун стал главным опорным пунктом английской колонизации в Западной Африке. Независимость Сьерра-Леоне была провозглашена в 1961 г. Фритаун стал столицей государства. Здесь находятся парламент и правительственные учреждения.

Фритаун — один из крупнейших портов на побережье Западной Африки. Международный аэропорт Лунги связывает Фритаун с внешним миром.

Фритаун протянулся узкой полосой вдоль берега гавани и на прилегающих холмах. Центральная часть имеет облик небольшого английского города второй половины XIX в. Преобладают двух-трехэтажные белокаменные дома с двускатными крышами. В центре города находятся парламент, суд, банки, магазины, почтамт, старинный форт Торнтон (1796). Современные многоэтажные здания из стекла и бетона иностранных компаний, отель «Парамаунт», стадион, Национальный музей, библиотека украсили старомодный центр города.

Промышленный район Фритауна расположен в его восточной части, в районе причала. Рядом с причалом один из рынков Фритауна— крупнейший и старейший рынок короля Джимми (предполагается, что это название дано рынку в честь одного из вождей местных племен). Он разместился на берегу бухты, где высадились первые поселенцы. Рынок поднимается ярусами от старинного причала по «португальской лестнице» до Оксфорд-стрит, где сливается с ее торговыми рядами. Три раза в неделю бухта заполняется прибывающими сюда парусными лодками и пирогами. Рыбаки и крестьяне привозят на рынок продукты питания — рыбу, рис и фрукты.

Фритаун — культурный центр страны. Здесь находится колледж Фура-Бей, старейшее учебное заведение Западной Африки. Колледж был основан в 1827 г. миссионерами для подготовки учителей и священников из числа африканцев. С 1967 г. работает Университет Сьерра-Леоне, в состав которого вошли и колледж Фура-Бей, и колледж Нджала. Университет имеет факультеты гуманитарных, естественных, социальных наук, экономики, инженерный. Университетская библиотека — богатейшая в стране. Работают институты морской биологии и океанографии, Институт изучения Африки.

Поиск по сайту
Яндекс.Метрика