Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
Навигация

Культура Вьетнама

Культура Вьетнама

В стране введено обязательное пятилетнее начальное обучение. В 1994/95 учебном году контингент учащихся школ всех ступеней достиг 14,6 млн. Тем не менее в середине 1990-х годов доля неграмотных на селе все еще составляла 20%. Согласно данным обследования 1996, наиболее неблагоприятное положение наблюдается в провинциях дельты Меконга, где не умеют читать и писать ок. 2,8 млн. человек в возрасте старше 10 лет.

В 1994/95 академическом году численность студентов достигла 211 тыс. В стране действуют 102 высших и средних специальных учебных заведения.

Во Вьетнаме имеется ок. 300 научно-исследовательских учреждений. Фундаментальными исследованиями занимаются в Национальном центре научных исследований и Национальном центре общественных и гуманитарных наук, которые располагают сетью институтов, отделов, лабораторий в Ханое, Хошимине, Нячанге, Далате, Хайфоне. В Ханое находятся Национальная библиотека, библиотека Института научной информации по общественным наукам, библиотека Института иероглифической письменности.

Сохранившиеся ранние памятники изобразительного искусства относятся к I тысячелетию до н.э. – например, испещренные рисунками большие бронзовые барабаны – древняя модель Вселенной. Расцвет зодчества и ваяния на территории Вьетнама связан с образованием во 2 в. государства Тямпа. Искусство тямов развивалось под влиянием Индии, а также Камбоджи: индуистские и шиваистские храмы 7–10 вв. в Чакиеу, Мишоне, Донгзыонге, храм Понагар (в Нячанге), в композиции которых круглая скульптура играет дополняющую роль по отношению к архитектуре. Многочисленны башнеобразные тямские храмы (каланы).

Развитие вьетнамской культовой архитектуры связано с буддизмом и конфуцианством. В храмах ощущается китайское влияние: многоярусные башни храма Хыонгтить (Ароматных следов Будды, 11 в.), храма в Биньшоне (11–14 вв.), архитектурно-парковый ансамбль конфуцианского «Храма литературы» (основан в Ханое в 1070), буддийский храм Тюа Мот Кот («Храм на одной колонне», 1049, восстановлен в 1955) в Ханое, буддийские храмовые комплексы Кэо (13–19 вв.), Бут тхап (16 в.), многоярусная башня Тхиенму («Небесной дамы», 1600) в Хюэ, архитектурно-парковый ансамбль императорского Запретного города (1808–1833) в Хюэ, дворцы и мавзолеи 19 в. в окрестностях этого города. Своеобразными памятниками деревянного зодчества являются сохранившиеся с 16–17 вв. дини – общинные дома, посвященные культу местных духов-покровителей и украшенные резьбой. Памятником военного зодчества является ханойская цитадель со Знаменной башней (1812).

С конца 19 в. архитектурные формы испытывают воздействие западной архитектуры: городские ансамбли, католические соборы, городские театры в Ханое и Хошимине, здание Исторического музея, президентский дворец, Дворец Труда в Ханое.

Культовая скульптура (каменная, а также деревянная, лакированная и с позолотой) насчитывает многовековую историю. Ее вершиной считаются выразительные скульптурные изображения 18 в. в буддийском храме Тэйфыонг (близ Ханоя). Для вьетнамской традиционной живописи характерны посмертные портреты, росписи храмов и дворцов, пейзажи. Заметного развития достигла народная картина, а также искусство декоративных миниатюрных гор (нонбо).

В 1925 в Ханое была основана Высшая школа изящных искусств, началось активное освоение опыта европейской живописи и ваяния, одновременно появляются своеобразные техники живописи по лаку и на шелке.

Древний фольклор представлен циклом мифологических преданий о Государе Драконе Лака (Лак Лонг Куэне), о рождении первых людей из яиц, богатырской сказкой о Фу Донге, преданиями о строительстве Крепости-улитки (Колоа), о воительницах сестрах Чынг. Сохранился цикл мифоэпических сказаний мыонгов Рождение Воды и рождение Земли. Ранние памятники вьетнамской литературы датируются 10–12 вв. В 13–14 вв. получила развитие придворная поэзия. Патриотические настроения выражены в стихах и ритмической прозе о борьбе с монгольским нашествием в 13 в.: Воззвание к военачальникам (1285) Чан Хынг Дао (1232–1300). В 14 в. зарождается средневековая новелла, которая формировалась на основе традиций повествовательного фольклора и исторических хроник: Собрание чудес и таинств земли Вьет (1329) Ли Тэ Сюйена. В 15 в. развивается поэзия на разговорном языке, основоположником которой был Нгуен Чай (1380–1442) (Сборник стихов на родном языке). Важную роль в этом процессе сыграл поэт Ле Тхань Тонг (1442–1497) и литературное объединение Собрание двадцати восьми звезд. В 16–17 вв. получили распространение ритмическая проза, философская поэзия (Нгуен Бинь Кхием, 1491–1586; Фунг Кхак Кхоан, 1528–1613). В конце 17 – начале 18 в. создана историко-эпическая поэма Книга Небесного Юга.

Зарождение в литературе 18 в. жанра лирической поэмы (нгэм) открыло возможности для глубокого раскрытия духовного мира человека (поэтесса Доан-Тхи Дьем, 1705–1748; поэт Нгуен Зя Тхиеу, 1741–1798). Наступил расцвет повествовательной поэмы (чуен), отражавшей частную жизнь (Нгуен Хыу Хао, ум. 1713; Фам Тхай, 1777–1813). Синтезом традиций этих жанров явилась поэма Нгуен Зу (1766?–1820) Стенания истерзанной души (или Киеу) – выдающийся памятник вьетнамской классической поэзии. Двуплановые стихи поэтессы Хо Суан Хыонг (конец 18 – начало 19 в.) утверждали ценность чувственной жизни человека. В прозе появляются жанры романа-эпопеи (Император Ле – объединитель страны), очерки (Ле Куи Дон, Фам Динь Хо), описания путешествий, в том числе в Европу (Книга записей разных дел, 1822, Фелипе Биня, 1759–1832?).

Со второй половины 19 в. вьетнамская литература развивалась в условиях сопротивления французской экспансии. Появилось направление, основоположником которого был поэт Нгуен Динь Тьеу (1822–1888), связанное с национально-освободительным движением. По мере становления колониального общества усиливается сатирическая тенденция.

В первой четверти 20 в. под влиянием европейской литературы формируются современные прозаические жанры: новелла, роман, драма. В 1930-х годах возникает движение «Новая поэзия». В литературе появляются романтическое (Нят Линь, 1906–1963; Кхай Хынг, 1896–1947; Тхать Лам, 1910–1942) и реалистическое (Нго Тат То, 1894–1954; Нгуен Конг Хоан, 1903–1977; Ву Чонг Фунг, 1912–1939; Нам Као, 1915–1951) направления.

В последние десятилетия 20 в. структура вьетнамской литературы постепенно сближается со структурой литературы стран Европы и Америки. Среди современных авторов выделяются прозаики Нгуен Хонг (1918–1982), То Хоай (р. 1920), Ле Лыу (р. 1942), Нгуен Мань Туан (р. 1945), поэты Суан Зьеу (1916–1985), Те Лан Виен (р. 1919), Те Хань (р. 1920), поэт и драматург Нгуен Динь Тхи (р. 1924).

Древними театральными формами во Вьетнаме являются театр тростевых кукол и самобытный театр кукол на воде, сценой для которого служит водная гладь озера, пруда или специальный бассейн при храме. Первое упоминание о театре кукол на воде относится к началу 12 в.

Традиционный вьетнамский театр – музыкальный, он представлен двумя основными жанрами: туонг и тео. Туонг считался «высоким» театральным жанром. Существовали придворные труппы туонга, а также труппы при домах феодалов. Туонг как синтетическое искусство основывается на сочетании музыки, пантомимы, танца, поэтического слова, отчасти акробатики и фехтования. Символическое значение имеют грим, жесты, немногочисленные сценические аксессуары. В центре спектакля туонга – героический персонаж, совершающий подвиг во имя родины и монарха. Туонг часто заимствовал сюжеты из романов Троецарствие, Речные заводи и других произведений китайской классики. Заметное влияние на развитие туонга в 17 в. оказал Дао Зюи Ты (1572–1634): традиция приписывает ему популярный туонг Шон хау. В 19 в. был учрежден орган, ведавший труппами туонга по всей стране. Туонг в это время достиг расцвета в творчестве драматурга Дао Тана (1846–1908); некоторые циклы спектаклей длились до ста вечеров. В середине 19 в. появился народный комедийный туонг (Моллюски, Сторож Кен и староста Ненг).

Другой жанр национального сценического искусства – народный театр тео, который, как полагают, ведет свое происхождение от крестьянских празднеств в дельтовой области р.Хонгха, устраивавшихся по случаю сбора урожая. Сценой для тео служил двор общинного дома, труппы были любительские или полупрофессиональные. Театр тео впитал в себя народные мелодии, танцы. Оркестр, сопровождающий спектакли, использует народные музыкальные инструменты. В основу спектаклей тео положены фольклорные сюжеты, сюжеты популярных повествовательных поэм: спектакли Тхать Сань, Куан Ам – девица Тхи Кинь.

В процессе обновления вьетнамского театра в 1920-е годы возник еще один вид музыкального театра – кайлыонг. Со сцены зазвучали популярные музыкальные мелодии, перемежаемые прозаическими и стихотворными диалогами. Были модернизированы музыкальная часть, оркестр, игра актеров стала более естественной, появились декорации, занавес, сцена. Репертуар формировался не только за счет традиционных сюжетов, но и спектаклей на современную тематику. Примером может служить творчество драматурга Чан Хыу Чанга (1906–1966).

Театр, в котором музыка не играла ведущей роли, создавался под влиянием французского театрального искусства в 1920-е годы. На развитие современной драмы во второй половине 20 в. заметное воздействие оказала русская театральная школа и система Станиславского.

 

Поделиться с друзьями

Полезная информация

Случайная статья

Порт-Вила

Порт-Вила — крупнейший город и столица Вануату, находится на юге острова Эфате в архипелаге Новые Гебриды.

Порт-Вила — главный экономический и политический центр страны. Население города составляет 29,3 тыс. человек (2003). В городе расположены гавань и Международный аэропорт Бауэрфилд.

Город расположен на берегу залива Вила на холмистой местности. В городе нашли своё отражения английская, французская и меланезийская культуры.

Во время Второй мировой войны город служил военной базой для войск США и Австралии.

В 1987 году мощный циклон нанёс городу существенные разрушения.

Основными отраслями экономики в городе остаются сельское хозяйство и рыболовство. Туризм также становится важным источником доходов. Более 50 000 туристов посетили этот город в 1997 году.

Вануату является налоговым убежищем, и офшоры являются важной частью экономики.

Вануату, по-прежнему зависит от внешней помощи из Австралии и Новой Зеландии, хотя в последние годы городу и стране стал помогать Китай.

35,7% экспорта уходит через Порт-Вила, и 86,9% импорта прибывает через морской порт столицы.

Поиск по сайту
Яндекс.Метрика