Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
Навигация

Население Израиля

Население Израиля

В 1948 (на момент провозглашения независимости) на территории Израиля проживали 806 тыс. чел., включая 650 тыс. евреев и 156 тыс. лиц других национальностей. По оценке на 1 марта 2006, численность населения Израиля составила 7,006 млн. чел. Из них 5 млн. 322 тыс. (76%) составляют евреи, 1 млн. 380 тыс. (19,7%) – арабы и 298 тыс. чел. (4,3%) – представители других национальностей (27,7 тыс. чел. (0,4%) – христиане неарабского происхождения (главным образом выходцы из бывшего СССР) и 274,7 тыс. (3,9%) – люди, прибывшие в Израиль на основании «Закона о возвращении» и не определившие своей религиозной принадлежности (данные на декабрь 2005). К населению страны причисляются жители аннексированных в 1981 районов Восточного Иерусалима и Голанских высот, а также еврейские поселенцы, образующие колонии в Восточном Иерусалиме (177 тыс. чел.), на Западном берегу р. Иордан (253,7 тыс. чел.), Голанских высотах (ок. 20 тыс. чел.) и в секторе Газа (более 9,6 тыс. чел.). Последние в августе 2005 были выселены в Израиль. В стране проживают также ок. 190 тыс. чел. иностранных граждан, обладающих статусом временных жителей.

По данным Центрального бюро статистики Палестинской автономии, на территории, оккупированной Израилем во время Шестидневной войны, проживает 3,8 млн. арабов, из них 1,4 млн. – в секторе Газа и 220 тыс. в Восточном Иерусалиме. По другим оценкам, в Палестинской автономии живет не более 2,4 млн. арабов (данные за 2005).

Рост населения Израиля происходил благодаря высокой рождаемости и массовой иммиграции, особенно на протяжении первых трех лет его существования. Наиболее высокий прирост наблюдался с 1990 по 1995, когда население Израиля возросло на 1 458 тыс. чел. (прирост в 3,5%), и с 1996 по 2000, когда население увеличилось на 757 тыс. чел. (прирост в 2,6%). Естественный прирост населения Израиля в кон. 1990-х составлял 1,2% в год, еще 0,8% в среднем ежегодно добавлялось за счет приехавших на постоянное место жительства. Например, в 1997 приехало 67 190 человек (из них 80,9% – из стран СНГ). Несмотря на то, что население страны продолжает увеличиваться, темпы его роста с каждым годом сокращаются (с 2,1% в 2001 до 1,18% в 2006), что объясняется не только резким сокращением потока иммиграции, но и снижением уровня рождаемости. В 2005 коэффициенты рождаемости и смертности составили соответственно 18 и 6%, младенческая смертность – 7%. Миграционное сальдо в 1998 исчислялось в &#-4053;8,0 в расчете на 1000 чел.

Демографические показатели, касающиеся еврейского и нееврейского населения существенно различаются. Если еврейское население растет в значительной степени за счет иммиграции, то для арабского населения Израиля характерен прирост за счет рождаемости. В 1983–1989 ежегодный прирост мусульманского населения Израиля составлял 3,2%, в 1990–1995 этот показатель возрос до 3,7%, но затем вновь начал снижаться, составив 3,6% в 1996–2001, 3,4% в 2002 и 2,6% в 2005. С учетом более высокой рождаемости среди арабов-мусульман и непрерывно снижающейся иммиграции евреев удельный вес евреев в населении Израиля сократился с 81,8% в 1990 до 77,8% в 2000 и до 76,2% – в 2005, в то время как доля арабского населения повысилась до 19,6%, а жителей других национальностей (друзов, русских, черкесов) – до 4,2%. При сохранении нынешних тенденций демографического развития в 2025 еврейское население в Израиле будет составлять 70% от общего числа жителей страны, а численность арабских жителей возрастет до 25%. Всего же, как ожидается, к 2025 в Израиле будет проживать 9,3 млн. чел. – 6,5 млн. евреев и 2,3 млн. арабов.

Число мужчин и женщин в Израиле в целом одинаково (с небольшим преимуществом женщин), однако в разных возрастных и этнических группах количественное соотношение между полами распределяется неравномерно. В отличие от арабской и друзской общин, где число мужчин преобладает над числом женщин практически во всех возрастных категориях, среди евреев и арабов-христиан отмечается противоположная тенденция, при этом преобладание численности женского населения над мужским наиболее заметно в возрастной группе старше 35 лет.

Общий коэффициент фертильности (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни) весьма стабилен, особенно среди еврейских женщин, хотя и здесь имеется некоторая тенденция к снижению, которая наиболее заметна в мусульманском секторе. Так, коэффициент фертильности по стране в 1980–1984 достигал 3,13 (при соотношении между еврейским и мусульманским населением 2,8 к 5,54), в 1993 – 2,92 (при соотношении между еврейскими и мусульманскими женщинами 2,61 к 4,68), а в 2004 упал до 2,5. В среднем на каждые 100 еврейских семей приходится 222 ребенка, на 100 арабских – 308. При этом количество многодетных семей также сокращается.

В 2005 доля лиц моложе 15 лет составляла 26,5%, в возрасте от 15 до 64 лет – 63,7%, старше 64 лет – 9,8%. Для еврейского населения особенно высокий процент молодежи характерен в поселениях Иудеи и Самарии, а также в районе Иерусалима. По оценке на 2006 средняя продолжительность жизни в Израиле составляет 79,46 лет (77,33 у мужчин и 81,7 у женщин). В 2002 продолжительность жизни у еврейского населения составляла 77,9 лет у мужчин и 81,6 год у женщин, у арабского – соответственно 74,5 и 77,8 лет.

Хотя евреи с библейских времен жили на территории нынешнего Израиля, до 19 в. их община здесь оставалась относительно небольшой. В 19 в. евреи начали прибывать в Палестину из Европы. Эти миграции получили название «алия» («исход»). В последующие десятилетия в ходе продолжавшейся репатриации численность евреев в Палестине выросла главным образом за счет новоприбывших из Польши, России и Австро-Венгерской империи, а также из Германии. В итоге в год провозглашения независимости Израиля евреи из Центральной и Восточной Европы (т.н. ашкеназы, или ашкеназим) составляли 85–90% еврейской общины. В первые десятилетия 20 в. процесс миграции усилился, и британские власти подмандатной территории Палестина начали его сдерживать. Даже после окончания Второй мировой войны сохранялись ограничения на въезд евреев, запрет был снят только после образования независимого государства Израиль. В итоге с мая 1948 и до кон. 1951 в Израиль прибыло 687,7 тыс. чел. Некоторые еврейские общины почти полностью переселились в Израиль (например, из Польши, Болгарии, Ливии или Сирии).

После 1948 наряду с продолжающейся иммиграцией евреев из Европы резко вырос поток еврейских репатриантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки. В нач. 1950-х в Израиль были доставлены на самолетах евреи из Йемена (ок. 49 тыс. чел.) и Ирака (ок. 123 тыс. чел.). Эти операции получили названия «Волшебный ковер» и «Али-Баба». Во время Суэцкого кризиса (1956) в Израиле появились евреи из Египта (св. 25 тыс.). В тот же период возросла эмиграция евреев из Марокко (ок. 67 тыс. чел.) и других стран Северной Африки. Исход евреев из Марокко продолжался и в 1956–1961, когда властями этой страны был введен запрет на эмиграцию в Израиль. В 1961 эмиграция была вновь разрешена, после чего в 1961–1964 в Израиль переехали ок. 100,3 тыс. евреев из Марокко.

После Шестидневной войны иммигранты стали прибывать из стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, а в 1971–1974 также из СССР. Из общего числа 261 тыс. репатриантов, прибывших в Израиль в период 1967–1974, около 100 тыс. чел. прибыли из Советского Союза. В кон. 1984 – нач. 1985 почти 8 тыс. эфиопских евреев (фалашей) были переброшены самолетами в Израиль (операция «Моисей»). Еще больше их было переправлено во время операции «Шева». В мае 1991 Израиль вывез еще 15 тыс. эфиопских евреев во время массовой операции «Соломон». Всего же к нач. 21 в. в Израиль репатриировались свыше 90 тыс. фалашей. В 1989 советские власти сняли ограничения на выезд евреев, и за десять последующих лет в Израиль прибыли св. 900 тыс. чел. (ок. 15% всего населения страны).

Две основные группы еврейского населения Израиля – ашкеназы (выходцы из стран Западной и Восточной Европы, Америки, Южной Африки и Австралии) и сефарды (выходцы из стран Ближнего и Среднего Востока, Южной Европы и Северной Африки, предки которых были изгнаны из Испании и Португалии в кон. 15 в.). В настоящее время численно доминируют ашкеназы, составляющие более половины от общего количества израильтян, не являющихся уроженцами Израиля во втором поколении. Наиболее крупные общины ашкеназы в Израиле – выходцы из России и стран бывшего СССР (ок. 1,1 млн. чел.), Польши и Румынии (по 250 тыс. чел. каждая).

Коренных уроженцев Израиля называют сабрами (в переводе – «плоды кактуса»). На кон. 1998 сабры во втором поколении составляли около 1 млн. 200 тыс. жителей Израиля (20,8%). Кроме того, население условно делится на ватиким – те, кто иммигрировал в Израиль до 14 мая 1948, цабарим – те, кто родились в Израиле, и олим – новые репатрианты в первом поколении. По данным на нач. 2005, родились в Израиле 3,61 млн. граждан (65%), а за пределами страны – 1,94 млн. человек (35%), в т.ч. выходцы из бывшего СССР (св. 950 тыс.), Марокко (157 тыс.), Румынии (110 тыс.), Ирака (76,8 тыс.), США и Канады (77 тыс.), Эфиопии (70 тыс.), Ирака (70 тыс.), Польши (64 тыс.), Ирана (51,6 тыс.), Алжира и Туниса (42,3 тыс.), Йемена (37 тыс.) и других стран (340,5 тыс.).

После 1948 наряду с продолжающейся иммиграцией евреев из Европы резко вырос поток еврейских репатриантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки. В нач. 1950-х в Израиль были доставлены на самолетах евреи из Йемена (ок. 49 тыс. чел.) и Ирака (ок. 123 тыс. чел.). Эти операции получили названия «Волшебный ковер» и «Али-Баба». Во время Суэцкого кризиса (1956) в Израиле появились евреи из Египта (св. 25 тыс.). В тот же период возросла эмиграция евреев из Марокко (ок. 67 тыс. чел.) и других стран Северной Африки. Исход евреев из Марокко продолжался и в 1956–1961, когда властями этой страны был введен запрет на эмиграцию в Израиль. В 1961 эмиграция была вновь разрешена, после чего в 1961–1964 в Израиль переехали ок. 100,3 тыс. евреев из Марокко.

После Шестидневной войны иммигранты стали прибывать из стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, а в 1971–1974 также из СССР. Из общего числа 261 тыс. репатриантов, прибывших в Израиль в период 1967–1974, около 100 тыс. чел. прибыли из Советского Союза. В кон. 1984 – нач. 1985 почти 8 тыс. эфиопских евреев (фалашей) были переброшены самолетами в Израиль (операция «Моисей»). Еще больше их было переправлено во время операции «Шева». В мае 1991 Израиль вывез еще 15 тыс. эфиопских евреев во время массовой операции «Соломон». Всего же к нач. 21 в. в Израиль репатриировались свыше 90 тыс. фалашей. В 1989 советские власти сняли ограничения на выезд евреев, и за десять последующих лет в Израиль прибыли св. 900 тыс. чел. (ок. 15% всего населения страны).

Две основные группы еврейского населения Израиля – ашкеназы (выходцы из стран Западной и Восточной Европы, Америки, Южной Африки и Австралии) и сефарды (выходцы из стран Ближнего и Среднего Востока, Южной Европы и Северной Африки, предки которых были изгнаны из Испании и Португалии в кон. 15 в.). В настоящее время численно доминируют ашкеназы, составляющие более половины от общего количества израильтян, не являющихся уроженцами Израиля во втором поколении. Наиболее крупные общины ашкеназы в Израиле – выходцы из России и стран бывшего СССР (ок. 1,1 млн. чел.), Польши и Румынии (по 250 тыс. чел. каждая).

Коренных уроженцев Израиля называют сабрами (в переводе – «плоды кактуса»). На кон. 1998 сабры во втором поколении составляли около 1 млн. 200 тыс. жителей Израиля (20,8%). Кроме того, население условно делится на ватиким – те, кто иммигрировал в Израиль до 14 мая 1948, цабарим – те, кто родились в Израиле, и олим – новые репатрианты в первом поколении. По данным на нач. 2005, родились в Израиле 3,61 млн. граждан (65%), а за пределами страны – 1,94 млн. человек (35%), в т.ч. выходцы из бывшего СССР (св. 950 тыс.), Марокко (157 тыс.), Румынии (110 тыс.), Ирака (76,8 тыс.), США и Канады (77 тыс.), Эфиопии (70 тыс.), Ирака (70 тыс.), Польши (64 тыс.), Ирана (51,6 тыс.), Алжира и Туниса (42,3 тыс.), Йемена (37 тыс.) и других стран (340,5 тыс.).

Арабские граждане Израиля – это, прежде всего, те арабы, которые остались на его территории после войны 1948–1949, а также их потомки. В 1948 численность арабов составляла ок. 156 тыс., а в 1998 превысила 1 млн. чел. В нач. 2005 в Израиле проживали 1 млн. 350 тыс. арабов (19,6% населения), включая 150 тыс. бедуинов. Арабское население состоит большей частью из мусульман (843 тыс. чел. или 75% всего нееврейского населения составляют сунниты – 1998) и друзов (120 тыс. чел. в 2005). Две трети израильских арабов живут в Галилее и в городе Хайфе и его окрестностях, остальные – в центре страны, на территории, известной под названием «Малый треугольник». Арабы-бедуины (150 тыс. чел. или св. 10% арабского населения – в 2005) составляют ок. 30 племен (наиболее крупные – тиаха, тарабин, азазма), которые живут в Негеве, в Иудейской пустыне и некоторых местностях Галилеи. Большинство из них продолжают вести кочевой и полукочевой образ жизни.

Израильские друзы принадлежат к самоуправляемой мусульманской секте, которая обособилась от исмаилитов (шиитского течения) в начале 11 в. и в 1957 была официально признана властями Израиля в качестве самостоятельной этно-религиозной общины с официальным органом управления и системой судопроизводства. Большинство друзов сосредоточено в Сирии и Ливане, а израильские друзы (ок. 114 тыс. чел., 2005) – главным образом в деревнях Верхней Галилеи и гор Кармель. Эта обособленная и тесно сплоченная группа населения играет особую роль в израильском обществе. Их сложные религиозные обряды совершаются в полной тайне. С 1956 друзы (за исключением друзов, живущих на Голанских высотах, которые отказались от принятия израильского гражданства) приняли решение об исполнении обязательной воинской повинности и во всех арабо-израильских войнах сражались на стороне Израиля.

Средняя плотность населения в 2005 составила 302 чел./кв. км (в 1948 – 43,1 чел./кв. км). Наиболее густо заселены побережье вокруг Тель-Авива и район Иерусалима, где плотность населения достигает 6790 чел./кв. км в Тель-Авиве и 1200 чел./кв. км в Иерусалиме. Противоположная картина наблюдается в центральных и южных районах Израиля: в пустыне Негев – 40 чел./кв. км, на Голанских высотах – 31 чел./кв. км.

Еврейское население преобладает в городах центра страны, в районе Тель-Авива – Яффы, Иерусалима, а также южных районах. Напротив, в северной Галилее весьма высок процент арабского населения. Наиболее крупные израильские города, населенные главным образом арабами, – Назарет (71,2 тыс. чел., 2003) и Умм-эль-Фахм (40 тыс. чел., 2003).

Израиль – урбанизированная страна: более 90% населения сосредоточено в городах с населением свыше 10 тыс. чел. Число городов с населением 100 тыс. жителей и выше увеличилось с 10 в 1983 до 13 в 2002, а их доля в общей численности населения составила 45% (3,065 тыс. чел.). 25% израильтян сосредоточены в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе и Ришон ле-Ционе. В год образования Израиля местные арабы проживали главным образом в деревнях и кочевых лагерях. В последующий период, вплоть до настоящего времени, арабское население, как и еврейское, все больше оседало в городах.

Самый крупный город страны – Иерусалим (иврит: Ерушалаим; араб.: аль-Кудс) – расположен среди холмов Иудеи. Этот исторический, духовный и национальный центр еврейского народа со времен царя Давида, сделавшего этот город столицей ок. 3000 лет назад, почитается евреями, христианами и мусульманами. До 1860 Иерусалим был обнесен стеной и состоял из четырех кварталов – еврейского, мусульманского, армянского и христианского. Начиная с 1875, евреи составляли большинство его населения, они стали селиться и за городскими стенами. Во времена британского правления Иерусалим продолжал расти и превратился в процветающий город, включавший много новых кварталов, каждый из которых отражал особенности быта и происхождения их жителей. В 1949 город был разделен бетонными стенами и колючей проволокой на территории Израиля и Иордании, а в результате Шестидневной войны вновь объединен. В серед. 2005 в Иерусалиме проживало 715,8 тыс. чел. (65% составляли евреи, 32% – мусульмане и 2% – христиане).

Тель-Авив (ивр. «Холм весны»), современный город, простирающийся на 15 км вдоль берега Средиземного моря и на 10 км вглубь, – второй по величине город Израиля и важнейший торговый, финансовый и культурный центр страны. ООН признает его столицей Израиля. В нем размещены администрации предприятий и иностранные посольства, торговые фирмы и банки, редакции газет и журналов, издательства. Основан в 1909 на участке земли в 12 га как пригород Яффы (один из древнейших городов мира), статус города получил в 1934, а в 1950 слился с Яффой. К 2006 население Тель-Авива – Яффы насчитывало 376,7 тыс. жителей. Вместе с пригородами в этой городской агломерации, известной как Гуш Дан, проживает, по разным оценкам, от 1,25 млн. до 2 млн. человек. В 12 км. к югу от Тель-Авива расположен Ришон ле-Цион (букв. «Первый в Сионе»), основанный в 1882 семьями, прибывшими из России, и также относящийся к Гуш Дан. По соседству с Ришон ле-Цион лежит Холон (166,3 тыс. чел., 2005), крупнейший промышленный центр, на западе переходящий в город Бат-Ям (130,1 тыс. чел., 2005). Третий по величине город Израиля – Хайфа (267,8 тыс. чел.), также как и Тель-Авив, образующий агломерацию с населением более полумиллиона человек, к которой относятся города Кирьят-Ата (49,1 тыс.), Кирьят-Бялик (36,8 тыс.), Кирьят-Ям (37,8 тыс.), Кирьят-Моцкин (39,8 тыс.) и Акко (45,6 тыс. чел.) – 2005. Хайфа, выросшая на морском побережье, раскинулась на склонах горы Кармель. Город, расположенный на трех террасах, отличается обилием зеленых насаждений: вдоль улиц растут деревья, много тенистых парков. Со стороны моря его окаймляют песчаные пляжи. С юга к городу примыкает национальный парк Кармель, представляющий собой разреженные средиземноморские сосновые леса и маквис с дубом и фисташкой. В Хайфе действуют крупные нефтеперерабатывающие заводы и работает единственное в Израиле метро. Это главный порт, а также административный и индустриальный центр северного Израиля. В нем расположено множество музеев и храмов, в т.ч. Кармелитский монастырь (13 в.) и увенчанный золотым куполом главный храм бахаитской общины.

Беэр-Шева (185 тыс. чел., 2005) на севере Негева – новый город, построенный на месте древнего поселения, существовавшего в библейские времена, является административным, экономическим и культурным центром Южного округа. Здесь действуют Университет имени Д.Бен-Гуриона, театр и камерный оркестр под названием «Симфониетта».

Эйлат (45,8 тыс. чел., 2005) – самый южный город страны, обеспечивающий ее выход к заливу Акаба, а оттуда в Красное море и Индийский океан. До 1949 здесь находился караван-сарай, в котором останавливались купцы. Хорошо оснащенный порт обслуживает внешнюю торговлю со странами Африки и Восточной Азии. Эйлат – международный курорт, действующий в течении всего года.

Тиверия (39,9 тыс. чел., 2005) расположен на побережье Тивериадского озера, славится целебными горячими источниками. Город был основан в 1 в. н.э. римским императором Тиберием, а во 2 в. превратился в один из главных центров еврейской учености.

Примерно 8% населения Израиля (570 тыс. чел.) проживают в сельской местности, преимущественно в кооперативных объединениях двух типов – кибуцах и мошавах. По данным на 2002, в Израиле насчитывалось 976 сельскохозяйственных поселений с населением 556 тыс. чел., из них 199,5 тыс. (3,9% всего еврейского населения), населяли 409 мошавов; в 268 кибуцах жили 115,5 тыс. чел. (менее 2% от общего числа израильтян). Незначительная часть населения проживала в мошавот – селах, жители которых являются собственниками земельных участков. В деревнях живут арабы и друзы, составляющие четверть сельского населения. Арабы-бедуины (ок. 110 тыс. чел.) большей частью перешли к оседлому образу жизни, хотя ок. 40% все еще кочуют со стадами овец и коз.

Современный иврит считается официальным языком Израиля, такой же статус имеет арабский язык. Основным средством общения для жителей страны служит иврит, на котором ведется школьное обучение. На иврите преподают во всех начальных классах, кроме школ в арабских селениях, где с этой целью используется арабский язык. В повседневном общении наиболее часто употребляется южно-левантский диалект (910 тыс. чел.) и иудео-марокканский арабский (250 тыс. чел., 1992). Израильские школьники-евреи изучают также основы арабского языка.

В быту многие жители страны, особенно вновь прибывшие, отдают предпочтение языку станы прежнего проживания. К числу наиболее распространенных относятся русский (750 тыс. чел., 1999), румынский (250 тыс. чел., 1993), польский (100 тыс. чел., 1992) и английский (100 тыс. чел., 1993). В среде ашкеназов, особенно старого поколения, часто пользуются идиш (букв. «еврейский», сокр. от «еврейский-немецкий», «жаргон»), который сложился в 10–12 вв. Статус литературного языка получил и ладино (иудео-испанский, спаньол, джудезмо), родственный современному испанскому. На нем говорят не менее 100 тыс. чел., в основном сефарды. Выходцы из стран Азии и Африки в повседневной речи употребляют бухарско-еврейский (ок. 50 тыс. чел., 1995) и близкий к нему персидско-еврейский, или джиди (60 тыс. чел., 1995), иудео-грузинский (59,8 тыс. чел., 2000), амхарский (40 тыс. чел., 1994) и др.

Согласно официальной статистике, большинство верующих граждан (76,8%) исповедуют иудаизм, что не мешает автоматически включать в эту группу атеистов и всех, кто не принадлежит к какой-либо определенной конфессии (по независимым оценкам, их число может достигать до 25% населения страны). Согласно последним исследованиям, немногим более половины евреев считают себя сторонниками светской традиции, из них около 53% признают, что верят в Бога; около трети верующих относят себя к «традиционалистам» и при этом не во всем соблюдают еврейский религиозный канон; до 6% израильских евреев принадлежат к харедим (ультраортодоксальным евреям) и еще ок. 9% – к другим ортодоксальным течениям.

В стране представлены также две секты иудаизма: караимы (по разным оценкам, от 15 до 25 тыс. чел.) и самаряне (самаритяне) (ок. 640 чел.).

Среди мусульман (15,9% населения) преобладают сунниты, проживающие преимущественно в городах на севере и в южных районах (бедуины). Шииты представлены друзами (1,7%) и небольшой религиозной сектой бехаитов, чья штаб-квартира и гробница основателя секты – Бехаулла (Мирза Хусейн Али Нури) – находятся в Израиле. В деревне Раджар на ливанской границе живут около 1,5 тыс. алавитов – последователей религиозной секты, по своему вероучению близкой к исмаилитам (шиитам), но включающей в себя также элементы христианства.

Христианство распространено в основном среди городского арабского населения. По оценкам на 2003, христиане составляют 2,1% населения Израиля и 9,1% его нееврейского населения. В целом число христиан неарабского происхождения – 27,1 тыс. из 145,1 тыс. чел. Наиболее крупные церкви – греко-католическая (мелькитская) (ок. 46 тыс. последователей), римско-католическая (ок. 25 тыс.) и маронитская (ок. 6 тыс.). Вместе они объединяют около 2/3 всех христиан страны. Православные в основном представлены Греческой православной церковью, во главе которой стоит патриарх Иерусалимский. Действуют также духовные миссии русской, американской и румынской православных церквей. Протестантизм представлен слабо. Существуют Арабская евангелическая епископальная церковь (ок. 2 тыс. чел.) и Арабская лютеранская церковь (ок. 1 тыс. чел.). В армянской общине преобладают последователи Армянской апостольской (григорианской) церкви (1,5 тыс. чел.), основанной католикосом Григорием Просветителем в 6 в. Имеются и другие небольшие общины монофизитов, среди которых выделяется Коптская церковь (ок. 1 тыс. чел.).

 

Поделиться с друзьями

Полезная информация

Случайная статья

Дакар

Дакар — cтолица государства Сенегал. Один из важнейших промышленных, транспортных и торгово-финансовых центров Западной Африки. Расположен на полуострове Зелёный Мыс, на перекрёстке важных морских путей из Европы в Южную Африку и Южную Америку. Население более 1 млн. чел. (2004). В агломерате города живет 2,4 млн. чел.

Климат в городе субэкваториальный; средняя температура января 22 °C, июля 28 °C; осадки (572 мм в год) выпадают с июля по октябрь.

Дакар основан в 1857 как французский форт. Сегодня это крупный порт, находящийся на крайней западной точке Африки - на Зеленом Мысе, крупнейший в стране промышленный и университетский центр. Возле морского порта расположен самый старый в городе деловой квартал, к которому с запада примыкают торговые улицы со множеством мастерских и магазинчиков местных ремесленников. На побережье раскинулся фешенебельный квартал Фанн с резиденциями посольств, виллами и комфортабельными отелями. Но архитектурное лицо города опрелеляют роскошные исторические здания и улицы - Президентский дворец, Нотр-Дам де Дакар, мэрия, авеню Помпиду, бульвар де Голля. Лет 20 назад Дакар называли "элегантным европейцем, сошедшим с корабля на африканский берег". Сегодня город несколько утратил в свежести.

Главными достопримечательностями столицы являются Художественный музей, Морской музей, Исторический музей, а также ИФАН-Музей на площади Соуэто, обладающий превосходной коллекцией масок, музыкальных инструментов и скульптуры со всего региона Западной Африки. Белоснежный Президентский дворец, построенный в 1906 г. на берегу океана, окружён прекрасным парком. Недалеко от центра города возвышается подсвечиваемая по ночам Гранде-Моске.

Поиск по сайту
Яндекс.Метрика