Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
Навигация

Население России

Население России

В РФ проживает 148 млн. чел. (1996), в т.ч. 160 народов. Это – русские (79,8%), татары (3,8%), украинцы (2,0%), башкиры (1,2 %), чуваши (1,1%), чеченцы (0,9%), армяне (0,8%), мордва (0,6%), белорусы (0,6%).

Первые ревизии населения относятся к 1718–1724. К 1745 численность населения не превышала 15,4 млн. чел.; к 1800 – возросла до 26,7 млн., к 1850 – до 42,4 млн. к 1900 – до 71,1 млн., но до конца 19 в. темп прироста населения составлял лишь 1% в год.

Демографическая история России 20 в. драматична. На него пришлись Первая мировая и гражданская войны, революция 1917 с последовавшими за ней волнами эмиграции, 1920-е с их компенсаторной рождаемостью и новыми законами о браке, голод 1932–1933 и репрессии 1930-х, рост числа рождений в 1937–1939 после запрета абортов в 1936. Великая Отечественная война 1941–1945, послевоенный рост рождаемости 1946–1955 и спад ее в начале 1960-х (рожало поколение родившихся в войну) стали причинами направленной пронаталистской политики СССР 1982–1987, после чего последовал новый спад (детей рожали дети войны в обстановке социальных реформ) 1990–1995. К 2002 постоянное население России (по переписи 2002) составило 145,3 млн. Среди наиболее населенных стран у России 7-ое место в мире. С 1990-х естественная убыль (1992–2002 – 8 млн.) компенсировалась миграцией из государств СНГ и Балтии, что повлияло на возрастные показатели: средний возраст в РФ в 1999 был 37 лет.

Наиболее распространены семьи с одним ребенком (50%) и с двумя (ок. 40%), имеющие 3-х и более считаются многодетными (10%). Средняя продолжительность жизни в 1980-х – 70,3 года. После реформ 1990-х она снизилась до 64,8 лет (на 2002), в том числе для мужчин – до 58,4; для женщин – до 72, 4. Провозглашенная правительством демографическая политика пока не создает предпосылок для роста рождаемости.

Города на древнерусской территории возникали как укрепленные («огороженные») поселения, превращавшиеся в центры княжеской власти. К концу 10 в. Киев, Новгород, Псков, Чернигов были уже центрами материальной и духовной культуры, на их землях развивались торговые поселения («посады»).

В 13 в. развитие городов (от 270 до 450, по разным подсчетам) было приостановлено монголо-татарским нашествием.

Со вт. пол. 13 – нач. 14 в. началось превращение поселений северо-восточной Руси в города. Это – Владимир (1238, упомянут в летописи как поселение под 1108), Москва (1244, упомянута около 1147), Тверь (1246) и др.

В 16 в. как крупные городские центры известны Орел (1566), Самара (1586), подаренный супруге царя Федора Ивановича Царицын (1589). Типическая черта российских городов – аграрный характер их застройки, наличие больших садов, огородов.

В соотнесении с огромной территорией страны (особенно после присоединения Поволжья и Сибири) уровень урбанизации был невысок (в Московии 17 в. – всего 370 городов), что и предопределило отставание России от передовых зарубежных стран. Лишь в 18 в. по распоряжению Петра I в русских городах появились ратуши, магистраты, цеховые организации ремесленников.

В начале 19 в. в городах жило всего 10% населения России, страна оставалась «лапотной», в ней было всего лишь 14 крупных городов с числом жителей более 50 000. Численность горожан резко выросла после 1861 и промышленного переворота 1830–1870. Начало 20 в. принесло России дальнейший рост численности населения, но в отличие от Западной Европы, в ней росло именно сельское население. После революции 1917 и гражданской войны численность горожан опять упала (с 18% в 1913 до 16% в 1923). Поэтому советские чиновники приняли решение отнести к городам множество поселков городского типа (свыше 3 тыс. жителей).

1920–1930-е были характерны ускоренным ростом городского населения в связи с задачами индустриализации. Спасаясь от голода 1932–1933 (коллективизация), многие крестьяне пополнили число горожан. К началу 1941 часть городов стала крупными промышленными центрами (Новосибирск, Челябинск, Магнитогорск), в связи с подготовкой к возможной эвакуации в случае войны возникли города за Уралом (Комсомольск-на-Амуре, Норильск).

Городское хозяйство России сильно пострадало в ходе Великой Отечественной войны (особенно на западе). Восстановление сопровождалось реконструкцией и строительством новых, в том числе на востоке страны (Волжский, Ангарск, Братск, Дивногорск). Возникновение новых крупных городских поселений требовало развития городского хозяйства, транспорта (особенно метро). Очевидные преимущества городской жизни заставили быстро сократиться сельское население: к концу 1950-х число горожан превысило число сельских жителей, городами стали считаться населенные пункты с численностью жителей свыше 12 000.

В нач. 21 в. 73% населения России проживает в городах. С 1990-х фактически прекратился рост новых городских поселений, более 300 вновь стали сельскими. Отчасти дезубарнизация связана с сокращением влияния городских систем, что связано с социально-экономическим кризисом. Для больших городов – таких, как Москва (в 1900 в ней проживало 1,04 млн., к 2000 – 10,4 млн.) и С.-Петербург – типичными стали процессы субурбанизации, образования мегаполисов за счет развития ближайшего пригорода и близлежащих городков. Возросли международные инвестиции в их реконструкцию.

В настоящее время в РФ действуют свыше 70 религиозных конфессий. Согласно Конституции, религиозные объединения в стране отделены от государства и равны перед законом. Всем гражданам дано право на исповедание любой религии и право быть атеистом. Из традиционных религий на территории России исповедуются христианство в форме православия, ислам, в меньшей степени иудаизм и буддизм.

Преобладающая часть религиозного населения РФ – православные, в том числе принадлежащие к сектам и группам православной направленности (старообрядцы, молокане). Пережитки дохристианских верований (представления о трехчастной структуре мироздания – небо, земля, преисподняя, управляемых верховными богами Перуном, Велесом, Сварогом), поверья, приметы дожили до современности, но не играют роли в духовной жизни.

В русской истории, начиная с крещения Руси в 10 в., церковь была связана с государственной властью и поддерживала идею ее сакральности. До 18 в. и созданного по приказу Петра I в 1721 Синода (просуществовал до 1918), поставившего церковь в один ряд с обычными государственными институтами, церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией, способствуя консервации неразвитого правового сознания и слабости гражданского общества, непротивления царской власти.

С падением монархии для русской церкви начался период испытаний, хотя пришедшее к власти в марте 1917 Временное правительство ослабило государственный контроль над православной церковью и утвердило лозунг веротерпимости (июль 1917). Но уже с ноября 1917 в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. После издания в январе 1918 декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви начались гонения на церковные организации, сопровождавшиеся национализацией церковных имуществ (особенно в 1921, год «великого голода»). Результатом деятельности Союза воинствующих безбожников (существовал в 1925–1947) было разграбление многих храмов, выселение монахов из монастырей. С апреля 1929 власти запретили проводить собрания верующих, с 1930 – предписали отчислять 75% в госбюджет с любых церковных поступлений за исполнение обрядов. К началу войны количество храмов сократилось вполовину. И все же по переписи 1937 половина населения страны (из 98,4 млн. – 42,2 млн. чел.) назвала себя верующими.

Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих. Патриотическое служение русского духовенства выразилось в сборе средств на нужды обороны и на содержание раненых, на создание 150 танковых колонн (самая известная – им. Дмитрия Донского). С 1943 начался «новый курс» в отношениях церкви и советской власти, стремящейся использовать патриотический подъем верующих. В дни войны и сразу после нее число храмов выросло в 1,5 раза, открылось свыше 100 монастырей. Но уже с 1949 отношение к церкви вновь изменилось, и вплоть до принятия в 1990 закона О свободе вероисповеданий и создания Комиссии по свободе совести и вероисповедания в Верховном совете, православная идеология осуждалась как «сеющая пессимизм, мракобесие».

После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала важнейшей общественной силой, способствовавшей консолидации и защите прав русских соотечественников в новых государствах СНГ – наряду с Русской православной старообрядческой церковью (т. наз. поповцы, 184 прихода), Русской древнеправославной церковью (беспоповцы), древлеправославной поморской церковью, а также рядом «согласий» (федосеевским, филипповским, спасовым, странническим, часовенным).

Католицизм никогда не был государственной религией в России.

В 1411 в Русская православная церковь осудила возможность слияния западной (с центром в Риме) и восточной (с центром в Византии) христианских церквей.

В нач. 17 в. Москва запретила латинскому духовенству въезд в страну, однако, несмотря на запрет, католикам удалось открыть несколько школ иезуитов в столице. Их пребывание в России узаконил Петр I, поставив их деятельность под контроль Синода.

Заметное распространение католицизма произошло в нач. 19 в. после присоединения польских и белорусских земель. В 1801 в Петербурге была образована Римско-католическая духовная коллегия, открыт Дом ордена иезуитов. В Москве католики получили право осуществлять свою деятельность только после Манифеста 17 октября 1905, когда в Петербурге началось возведение Кафедрального католического собора и было создано 12 епархий в западных губерниях.

После 1917 все католические приходы были разграблены, священнослужители подверглись репрессиям, которые прекратились только в начале 1950-х.

После встречи в 1989 М.С.Горбачева с папой Иоаном Павлом II между СССР и Ватиканом были установлены дипломатические отношения, легализирован ряд диоцез (епархий). В январе 2003 в РФ числилось 268 католических организаций, в которых до 90% священнослужителей были иностранцами (доминиканцы, францисканцы и т.д.)

Протестантизм появился в России в 16 в., распространился в 18 – нач. 19 в., когда в стране появилось много переселенцев из Германии. Они основали свои колонии на свободных землях Поволжья, Северного Кавказа, в Крыму, на Украине и в Бессарабии.

В 1819 была создана Евангелическая консистория в Петербурге, преобразованная в Евангелическо-лютеранскую церковь с 7 епархиями и собственным Синодом.

В 1909 только в самой России (без Финляндии, Прибалтики и Польши) проживало более 1 млн. протестантов. Среди них – кальвинисты, англиканцы, баптисты или евангельские христиане, методисты, адвентисты седьмого дня, менониты, пятидесятники, свидетели Иеговы, квакеры, мормоны. В настоящее время число приверженцев этих сект невелико.

Ислам – вторая по распространенности религия в России. Основная часть российских мусульман проживает в регионах Поволжья и Приуралья, в ряде районов Сибири и европейской части России, на Северном Кавказе. Большая часть мусульман европейской части России, Поволжья, Приуралья и Сибири (в этническом отношении это, в основном, татары и башкиры) – сунниты ханафитского толка ислама (мазхаба). Горские народы Северного Кавказа придерживаются шафиитского мазхаба суннизма. Суфизм получил распространение, главным образом, на Северном Кавказе, в Дагестане и Чечне.

В русских землях приверженцы ислама появились в 7–8 вв. во время расширения Арабского халифата. С земель Северного Кавказа ислам распространился по Волге, став государственной религией Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств, а позже и народов Сибири и Приуралья. В Российской империи центром ислама была Казань.

Русское правительство издревле поощряло (но не всегда активно и успешно) переход мусульман в православие. В нач. 20 в. мусульманские общины объединяли около 20 млн. человек. После 1917 они получили право культурной, правовой и судебной автономии, но с 1920-х в рамках общей атеизации населения подвергались репрессиям.

В 1943 создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, однако с течением времени гонения на религию вообще и мусульман в частности привели к появлению в 1990-е движения ваххабитов. Они выступили за очищение ислама от «новшеств», призвав к созданию отдельной исламской территории в России, на которой бы верующие жили по законам шариата и не подчинялись российским властям.

Созданный в 1998 Координационный центр мусульман Северного Кавказа объединил более 2 тыс. исламских общин, в 1999 был принят закон О запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан. В 2000 власти запретили деятельность ваххабитских групп в Чечне, однако в ряде мест они продолжают нелегально существовать за счет зарубежных средств.

В 2003 в России зарегистрировано 3467 мусульманских организаций, около 5 тыс. общин, находящихся на Северном Кавказе, в Дагестане, Оренбургской, Тюменской, Челябинской, Самарской, Ульяновской обл.

Первые сведения об иудеях на Руси относятся ко времени захвата Хазарского каганата Святославом. Иудейские общины на Руси практически не действовали, некоторыми правами пользовались лишь крещеные евреи («выкресты»). В 17–18 вв. некоторые из них могли занимать высокие посты.

В 1776 иудеям было дано право иметь свою собственность и исповедовать свою веру.

В 1791 по указу Екатерины II для евреев была определена черта оседлости (Белоруссия и Новороссия). Собственно иудейские общины возникли в крупных городах не ранее 19 в. Стремясь добиться христианизации иудеев, российские власти предлагали им освобождение на три года от податей и списание недоимок. Во второй половине 19 в. лица, исповедовавшие иудейскую религию, были допущены в суд, адвокатуру, земства, на государственную службу. В начале 20 в. в России проживало около 5,2 млн. иудеев (4,13% всего населения). Временное правительство в 1917 отменило ограничения в их деятельности.

В годы советской власти большинство синагог было закрыто, раввины арестованы. Во время Великой Отечественной войны синагоги вновь открыли. Однако неприсоединение созданного в 1947 Израиля к социалистическому лагерю вызвало волну антииудаизма в СССР, которая несколько спала после 1964. В 1990 в перестроечной России был образован Всесоюзный совет еврейских религиозных общин.

В современной РФ иудаизм официально признан одной из четырех традиционных религий. В 2002 Конгресс еврейских религиозных организаций разработал «Основы социальной концепции иудаизма в России». В 2003 в РФ числилось около 200 общин ортодоксального и современного (прогрессивного) иудаизма.

Буддизм (ламанизм) распространился в России в 17 в., когда в низовья Волги и в Забайкалье пришли из Джунгарии (Китая) скотоводческие племена бурят и калмыков (Калмыцкое ханство). Исповедовали буддизм и тувинцы.

Во второй половине 18 в. часть калмыков откочевала обратно в Джунгарию, оставшиеся поселились вдоль рек Урал, Терек и Кума. Их буддийская калмыцкая церковь подчинялась государству. В это время у бурят также существовало не менее 17 «ламских капищ» и отправляло культ 150 лам, число которых увеличилось в 19 в. до 285. Шел усиленный ввоз буддийской литературы из Тибета и Китая. Влияние буддизма стало особенно заметным после присоединения в 1914 к России Тувы с 22 монастырями (4 тыс. лам).

После 1917 на буддийское духовенство начались гонения, ламы лишались права на землю, школы и монастыри закрыли, храмы подверглись разграблению, их материальные ценности передавались в музеи. Однако после того как во время Великой Отечественной войны буддисты выступили с патриотических позиций, в 1940-е в СССР было создано «Центральное духовное управление буддистов», ламы были выпущены из тюрем и лагерей, в Туве, Калмыкии и Ленинграде вновь начали действовать буддийские общины.

В январе 2003 в РФ числилось 218 буддийских организаций. В Калмыкии действует Объединение буддистов Калмыкии, в Туве – Управление Камбу-ламы Тувы. Достижения буддийской медицины пропагандируются печатью.

В последнее время в РФ получили распространение религиозные доктрины синкретического характера – сайентологи, мормоны, виссарионовцы, кришнаиты, всего около 100 организаций, объединяющих от 250 до 600 тыс. последователей. Закон 1997 О свободе совести и религиозных объединениях позволяет им действовать легально.

Общегосударственый язык в РФ – русский. До 1917 в языковой политике России была заметна русификаторская направленность, но задачи распространения православия заставляли царские власти открывать школы на родном языке.

Первые годы советской власти отмечены большой работой по созданию письменности для бесписьменных народов. В итоге к кон. 20 в. почти 90% нерусского населения РФ овладело русским языком. Стремление некоторых республик (в составе РФ) перейти с русской графики на латинскую (в 1990-е годы в Чечне, Татарии) не встречает государственной поддержки.

В последние годы языковеды отмечают отмирание языков ряда малочисленных народов (алеуты, ороки и др.), рост числа заимствований из русского языка в национальных языках РФ – и в сфере политического, научного, культурного общения, и в бытовой речи.

В РФ в 2000 насчитывалось около 100 языков, входящих в семью индоевропейских языков, широко представлена алтайская и уральская макросемьи языков, кавказские, чукотско-камчатские языки и другие, менее распространенные языки, вроде кетского, на котором говорит около тысячи человек в Красноярском крае. При этом идиш, цыганский и некоторые др. языки компактной территории распространения не имеют.

В РФ имеют хождение языки других государств: украинский, белорусский, казахский, киргизский, азербайджанский, немецкий, латышский, болгарский, финский, эстонский, армянский, грузинский, греческий и др.

Среди письменных языков распространено несколько алфавитов.

Русский алфавит возник в 9 в. на основе кириллицы, глаголицы и греческого уставного письма, изменен и упрощен в 18 в. при введении в 1708 гражданского шрифта. В 1917–1918 в нем сложилась современная русская графика, последняя языковая реформа относится в началу 1970-х. На основе русского алфавита получили письменность нивхский, нанайский, ительменский, агульский, рутульский, цахурский и другие народы

Латинский алфавит используется в карельском, вепском языках. Арабский – в тюркских языках и языках Дагестана. Общемонгольским алфавитом до 1924 пользовались калмыки.

К бесписьменным языкам относятся ряд языков Дагестана – андийский, ботлихский, годоберинский и др. Их носители пользуются, как правило, русским алфавитом.

Хотя русский – язык общегосударственный, в большинстве республик РФ реализован принцип двуязычия (Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия) или многоязычия (Дагестан, Мордовия). Все письменные языки преподаются в школе.

 

Поделиться с друзьями

Полезная информация

Случайная статья

Масеру

Масеру — красивейший город и, в то же время, столица государства Лесото. Столицей данный город считается с 1966 года. Необходимо отметить, что железнодорожной веткой этот город связан с ЮАР.

Численность населения города Масуру составляет 180 тысяч человек. Также в представленном городе расположен современный международный аэропорт. Масеру является основным культурным, а также экономическим центром Лесото. Главными промышленностями Масеру являются сельскохозяйственная, обрабатывающая, а также пищевая.

Основным занятием местных жителей является производство одежды, а также обработка сельскохозяйственного сырья. Необходимо отметить, что представленный город был основан в 1869 году. До этого времени Масуру был административным центром Басутоленда.

Если говорить конкретней, то этот прекрасный город находится на западной границе страны. В давние времена город Масуру сравнивали с небольшим болотом, так как на протяжении долгого периода времени этот город являлся тихим провинциальным городком. В 1970 году представленный город стал быстро расширятся, и уже через короткий период времени превратился в красивый город со своим неповторимым стилем.

Значительную часть данного города называют городской деревней. Среди основных достопримечательностей столицы Лесото можно выделить прекрасный Магазин Хат Крафт (еще известен как "Ремесло Шляпы"), Национальный Музей, а также удивительный Королевский Дворец. Все эти городские достопримечательности расположены очень рядом друг к другу, примерно в пределах одного километра.

Среди туристов прославился местный рынок, на котором можно с легкостью приобрести национальные украшения и сувениры. Необходимо отметить, что возле этого города расположен известный поселок под названием Таба-Босиу.

Поиск по сайту
Яндекс.Метрика